Пожалуй, самой распространенной претензией взрослых к детям, особенно, к школьникам, является ЛЕНЬ. Скучающий взгляд, прогулы, заброшенные увлечения, небрежно выполненная работа и еще целый список «симптомов» лени! Чтобы справиться с этой напастью, неплохо было бы определиться с пониманием сути ленивого состояния. Трудность состоит в том, что ленью обычно называют массу трудноразрешимых и замаскированных состояний. Тем не менее, в обобщенном понимании лень – есть отсутствие побуждений к действию.
Лежащей на поверхности и обыденной причиной № 1 можно назвать усталость. На этот счет, привыкшие к постоянным нагрузкам и стрессам взрослые, с сарказмом интересуются: от чего же ты устал? что сделал такого, что не в состоянии выучить стих или привести в порядок комнату? Ребенок маленький и ребенок взрослый пытается сформулировать причину и специфику своей актуальной усталости (часто косноязычно и наивно), получая в ответ критику и назидание. Состояние актуальной усталости не что иное, как дефицит ресурсов. Хроническая усталость – следствие длительного, травмирующего, неразрешенного стресса. Причем, усталость бывает не только физической, но часто интеллектуальной или эмоциональной, вызванной перегрузками различного характера – от мышечной работы или телесного дискомфорта до психологической травли в классе или сомнений в правильности поступка/решения.
Под маской лени часто скрывается причина № 2 - страх. Так, неуверенный и тревожный ребенок предпочитает избегать любой работы или попросту бездельничать, потому что решил, что он неудачник. С малых лет такой ребенок слышит фразу: «ты мог бы лучше!», «ты недостаточно стараешься, ты можешь намного больше!», и момент достижения максимального результата отдаляется все дальше и дальше. Родитель думает, что у него эффективная тактика подстегивания мотивации, а ребенок постепенно приходит к выводу, что устраивающий родителя результат невозможен, посему, стараться опасно – обязательно нарвешься на критику и очередное недовольство. Да и зачем, если все равно ничего не получится?!
Пожалуй, самой распространенной причиной лени является отсутствие мотивации к совершению необходимых действий. Звучит это примерно так: «он целыми днями бездельничает», «он ничего не хочет, ни к чему не стремится», «ему ничего не интересно», «он занимается какой-то ерундой» и так далее. Звучит впечатляюще! Однако, рассмотрев ситуацию поближе, выяснится, что мотивация все же есть, но она лежит в плоскости вопросов, которые кажутся взрослым несущественными, глупыми или вредными. Например, вместо того, чтобы исправлять двойки по математике, второклассник не может оторваться от планшета. Вместо того, чтобы готовиться к соревнованиям, шестиклассник прогуливает тренировки и вместе с мальчишками бегает в кино и обожает глупые комиксы. Вместо того, чтобы озаботиться подготовкой к вступительным экзаменам, десятиклассница целыми днями мечтает, переписывается в сети и часами болтает с подружками, закрываясь в комнате.
Ситуации, когда ребенок «НИЧЕГО не хочет» практически невозможны. Камень преткновения в том, что ребенок хочет того, чего не хочет и не ждет от ребенка родитель! Мотивация призвана обслужить потребность человека, реализовать его ценности и желания. Ребенку сложно «включить» мотивацию, которая не подкреплена его насущной потребностью. Но, еще сложнее «выключить», отложить или оттеснить в конец списка самые заветные желания, заменив их скучными, непонятно кому и зачем необходимыми. Все равно, что вместо новогодних каникул устроить неделю проверочных работ. Когда у ребенка нет возможности реализовывать свои детские потребности, он начинает хотеть, чтобы его оставили в покое, чтобы все обязательства рухнули разом и навсегда. При этом ни тени озабоченности своим настоящим, и тем более, будущим.
Чтобы справиться с мотивационным нигилизмом, для начала стоит определить диапазон и качество желаний ребенка. Не беда, если их будет немного, и они слабо пересекаются с учебными вопросами. Для ребенка в любом возрасте важно знать, что его слышат и принимают его право на собственные желания. Тогда есть шанс, что ребенок услышит взрослых, а значит, можно договориться.
Результат дефицита мотивации или ее деструктивной направленности приводит к причине лени № 4. Дезадаптация. Явление сложного порядка, когда механизмы приспособления полностью или частично утрачены: привычные связи утеряны, значимые ориентиры разрушены, близкие контакты нарушены, личные результаты минимизированы, актуальные трудности непреодолимы…
В такой ситуации возможны комбинации трех вышеперечисленных причин – состояния истощения, чувств страха или тревоги, снижения мотивации или дефицита желаний. Внешняя картинка та же: ленивая поза, отстраненный взгляд, бездействие. Кажется, что нужно заставить или хотя бы попробовать настойчиво убедить, что пора взяться за дело. Ребенок, опасаясь негативных последствий или конфликтов, может совершить усилие и начать что-то делать, но итог будет неутешительный – неуспех, тотальная усталость и разочарование. Чем выше родительская активность, тем разрушительнее будут последствия дезадаптации. В этом случае, как в медицине – положительные эмоции, прогулки на свежем воздухе, режим сна и бодрствования, физкультура и здоровое питание. День ребенка по-прежнему расписан, но принципиально другими занятиями. Они призваны восстановить функции приспособительных механизмов и накопить энергию для плавного включения в работу.
НО. Если вдруг вам захочется полежать с закрытыми глазами или посмотреть простенький фильм, поболтать с подругой о пустяках или бесцельно провести пару часов, не спешите искать «симптомы» лени и бояться дезадаптации. Возможно, вам нужно отвлечься от потока событий, «перезапустить» мысли на другие задачи. Возможно, вам требуется профилактика стрессоустойчивости. Возможно, ваш организм нуждается в изменении ритма жизни. Прислушайтесь….
А может, просто скоро весна?