Одним из сильнейших средств, к сближению людей и народов и один из обильнейших источников к познанию внешней и внутренней жизни каждого народа служат его праздники с относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми.
Самый распространённый и любимый народный праздник башкир, который известен с глубокой древности, а ныне проводится на государственном уровне, – это Сабантуй. Название праздника состоит из словосочетания «һабан» («сабан») – плуг и «туй» – праздник, то есть праздник плуга, праздник весеннего сева. Этот праздник знаменует собой окончание посевных работ и традиционно проводится с конца мая по июль. Праздник Сабантуй также широко и на государственном уровне отмечается татарами. Похожие праздники существуют и у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), и у казахов (чабан-той), и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свои особенности.
Праздник в древности способствовал сохранению единства башкирской общины и укреплению межродовых связей. Традиционно сабантуи проводились в каждом ауле, приглашались также жители соседних деревень. На поляне около деревни оформляли праздничную площадь – майҙан, которую застилали разноцветными паласами и ткаными скатертями, делали навесы и сооружали шатры, в центре устанавливали столб (ҡолға, бағана), женщины украшали ветви деревьев лентами.
Издавна смысл празднования начала или окончания сева, видимо, заключался в задабривании духов плодородия, чтобы получить хороший урожай в новом году.
Главными действующими лицами на сабантуе были мужчины: подарки для призов собирали юноши, большинство состязаний устраивалось среди мужчин. Посев зерновых, перед которым первоначально и устраивался праздник, считался исключительно мужским делом. Мужчины молились у могил предков с просьбой об урожае.
Этот праздник отмечался в конце мая – начале июня. В ходе праздника в честь Тенгри, духов земли-воды приносили жертвы, а также устраивали скачки лошадей.
С внедрением мусульманской религии задабривание духов приняло форму молитв в мечети о будущем урожае. В советское же время появилась традиция чествования и награждения лучших механизаторов, передовиков производства. Сначала сабантуй праздновали по отдельным хозяйствам, а затем в районах и крупных городах Башкортостана. К празднику приводились в порядок личные подворья, готовилось специальное угощение. На этот праздник съезжались многочисленные родственники и гости. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе. Эта традиция сохраняется и по сей день.
Сабантуй делится на несколько этапов.
Этапы Сабантуя
1. Ер һыҙыу - дословно «очерчивание земли», определение площадки праздника
2. Зыяратҡа барыу - поход на кладбище (молитва о благословении праздника)
3. Һабантуй күмәсе йыйыу - сбор подростками продуктов для угощения накануне праздника
4. Ҡолғасылар үтеүе - проход установщиков майданного столба
5. Һөнә һуғыу - оповещение о празднике
6. Һабантуйҙың барышы- ход сабантуя
• Ҡор башы ҡотлауы – поздравление главы собрания
• Ат сабыш – конные скачки
• Көрәш – борьба на поясах
• Аш бәйгеһе – конкурс приготовления еды
• Атылмаҡ йәки сәңгелдәк уйнау – качели для молодежи
• Аттан тартышыу – игра наездников, пытающихся стащить друг друга с лошади
• Түңәрәк йөрөп, таҡмаҡ әйтешеү – выступления музыкантов, певцов и исполнителей такмаков
• Мәрәкә уйындар – забавные игры
• Мәргәнлекте һынау – испытание меткости в стрельбе из лука
7. Һабантуйҙан һуңғы йолалар - обряды после сабантуя
Обязательными в программе сабантуя являются конные скачки бәйге, национальный вид борьбы көрәш; восхождение на вертикальный длинный столб һырғауыл, прохождение по наклонному шатающемуся шесту, один конец которого закопан в землю, а к другому концу привязан приз тому, кто пройдет до конца шеста. На сабантуях распространены и другие состязания и игры: забег (йугереу), разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, соревнование в беге в мешках, добывание ртом монет из котла, наполненного водой с отрубями или кумысом, перетягивание каната, бой мешками. Обязательным компонентом общественных праздников (йыйын и сабантуй) являлись молодёжные игры (уйын).
Кто побеждает в каждой игре получает свой приз, например, кто побеждает в борьбе получает в подарок барана.
Народные праздники – это кладезь народной мудрости. Изучение народных праздников позволяет глубже понять истоки обычаев и традиций. Традиции надо чтить и уважать, только в этом случае будут уважать нас, наш народ.