Прокурорский спрут в Южной Осетии
В кулуарах Цхинвала, Владикавказа и Москвы обсуждают секрет непотопляемости генерального прокурора Южной Осетии Урузмага Джагаева, ставшего главным источником проблем для власти Анатолия Бибилова , завоеванной им в жесткой политической борьбе за кресло Президента в 2017 году.
Тотальная политическая катастрофа в Южной Осетии произошла из-за убийства 30-летнего цхинвальца Инала Джабиева , но этой трагедии предшествовали другие события.
В мае 2020 года в исправительном учреждении Цхинвала заключенные взбунтовались из-за ужесточения правил - перехода на “российские стандарты”. Зеки отказались от приема пищи - голодовка продолжалась неделю. Волнения были быстро подавлены, правда, этим дело не закончилось. Что творилось в закрытом помещении до конца неизвестно, однако, после “штатных оперативных мероприятий” 25 заключенных перерезали себе вены https://www.kommersant.ru/doc/447611 , один из них скончался “из-за проблем с сердцем”.
Министр юстиции РЮО сообщила, что сначала силовики пытались уговорить участников бунта успокоиться и прекратить голодовку, однако это не дало результата. После этого и была проведена спецоперация ОМОНа, в результате которой были жестоко избиты заключенные. Видеокадры, на которых используются спецсредства, разлетелись по Сети https://sova.news/2019/10/23/v-internet-popalo-video-izbieniya-zaklyuchennyh-v-tshinvali/ .
Сразу стал известен главный виновник расправы над заключенными, руководивший действиями министра внутренних дел Игоря Наниева и министра юстиции Залины Лалиевой . Генеральный прокурор Республики Урузмаг Джагаев , ставший фактическим куратором силовых структур и инициировавший жестокую расправу над бунтовщиками. Последнего вряд ли можно заподозрить в симпатиях к зекам, но функции надзорного ведомства он беспрепятственно переквалифицировал в карательные.
Эти события и стали началом активной фазы кризиса в Республике. Скандал в исправительном учреждении вылился в политическую плоскость. Парламент экстренно провел внеочередную сессию, на которой депутаты прямо были обвинены в покровительстве заключенных. В ответ народные избранники распространили заявление, в котором осудили попытку противопоставить себя силовикам. Анатолий Бибилов уволил главу УИН Отара Маргиева , ставшего стрелочником в этой истории https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/350627/ . Однако, Джагаев так и остался в центре обвинений в применении массовых издевательств. После он неоднократно пытался отрицать свою причастность к пыткам в тюрьме и внесудебным расправам, но это уже не смогло остановить волну выступлений, когда был жестоко убит молодой цхинвалец , отец троих детей Инал Джабиев . Напомним, дело о насилии над заключенными было спущено на тормозах несколькими месяцами ранее.
Несмотря на милитаризированность общества, в Южной Осетии разграничивают понятия “свой-чужой”, именно поэтому социум закипел: издевательства над подследственными и заключенными недопустимы ни при каких обстоятельствах. А смерть Джабиева произошла при стечении событий, которые в общем массиве открытых данных могли бы стать основанием не только для отставки генерального прокурора https://www.kommersant.ru/doc/4637958 .
Тем не менее, Урузмаг Джагаев , ставший главным актором чрезвычайного положения в Республике, не только не намерен уходить в отставку, но и вообще вошел во вкус. При всех претензиях к нему со стороны потерпевших, большей части депутатов, основной части общества, он не сменяем на своем посту https://eadaily.com/ru/news/2020/12/22/kazus-dzhabieva-test-dlya-vlastey-yuzhnoy-osetii-na-obozrimuyu-perspektivu .
Сам генеральный между тем продолжает позиционировать себя главным гарантом режима власти югоосетинского Президента.
Главная политическая интрига Южной Осетии должна разрешиться в апреле, когда у Джагаева закончится контракт и он станет официальным безработным. Нам неизвестно, пакует ли заранее генеральный прокурор свои вещи, но зато известно, что он не намерен переживать горечь изгнания с любимой родины. И заранее построил себе роскошную дачу в родовом селе Харисджын https ://777grigory.livejournal.com/ tag /%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BC%D0%B0%D0%B3%20%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%B2 .
Генерального прокурора Республики называют скрытным, расчетливым, хитрым и безжалостным. Безусловно, он смог занять высокое место в иерархии власти, дорогу к вершине он расчищал различными способами. Там, где нельзя было действовать открыто, как в случае с бесправными заключенными, он включал подстрекательство к действиям. В результате, в Южной Осетии по факту не было межведомственной войны, но Урузмаг Джагаев смог выдавить нескольких своих потенциальных конкурентов за влияние в силовом блоке: руководителя СВР Сослана Гатикоева , двух глав КГБ РЮО - Виктора Шаргаева и Михаила Шабанова (на этом увольнении подробно остановимся в следующий раз). Загадочным образом, ему удалось не только “уйти” всех влиятельных силовиков из команды Леонида Тибилова , остаться самому, но и монополизировать систему власти на всех уровнях.
Перетасовать удалось и МВД Республики - из ведомства в результате люстрации, которую пролоббировал генеральный прокурор, были уволены опытные сотрудники, а вновь назначенные не имеют навыков организации и координации деятельности министерства.