Найти в Дзене
Вахтенный начальникЪ

"Энтерпрайз": нервный центр ушедшего гиганта

60 лет назад, в ноябре 1961 года, в боевой состав американского флота вошел первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз». Сегодня он, полностью, как говорят, "деактивированный", ожидает утилизации.

История создания и эксплуатации этого поистине уникального корабля заслуживает отдельного многотомного издания, но я постараюсь изложить ее в виде отдельных заметок.

И начнем мы с рассказа об одном из наиболее важных и сложных, если можно так сказать, «образований» атомохода - флагманском центре управления и связи тактическим соединением (в оригинале - Tactical Flag Communications Center или TFCC ).

В отечественной литературе его иногда еще называют «командный пункт управления тактическим соединением» или «центр управления тактической обстановкой».

АВМА "Энтерпрайз" где-то в Атлантике. 14 июня 2004 г. (U.S. Navy photo by Photographer's Mate Airman Rob Gaston)
АВМА "Энтерпрайз" где-то в Атлантике. 14 июня 2004 г. (U.S. Navy photo by Photographer's Mate Airman Rob Gaston)

Основное место в центре было отведено под два больших, диагональю 60 дюймов (около 152,4 см), цветных экранов (дисплеев).

На них в режиме реального времени отображались все необходимые сведения об окружающей обстановке: надводные, подводные и воздушные цели на огромной площади всей зоны ответственности авианосной группы.

Так, например, когда «Энтерпрайз» находился в водах Персидского залива в ходе решения задач боевой службы в 2003-2004 годы, на этих экранах отображения обстановки можно было найти любую обнаруженную надводную, подводную и воздушную цель (военную и гражданскую), находившуюся в пределах акватории Индийского океана, ограниченной Африканским рогом, побережьем Ирака и западным побережьем Индии.

Чтобы лучше понять всю грандиозность вышеописанной ситуации – просто взгляните на географическую карту данного района.

Именно в TFCC стекалась вся информация об окружающей обстановке.

Проще говоря, если авианосная группа во главе с «Энтерпрайзом» – это «тело» одного из элементов подвижной боевой единицы военной машины Америки, то TFCC – это ее «мозг» и «нервный центр», получавший в непрерывном режиме огромный объем различной информации.

«Постоянный поток данных тактического и стратегического характера позволяет нашим дежурным операторам формировать полную картину текущей обстановки», – отмечал главстаршина - специалист оперативной боевой части Крис О’Брайен, занимавший в то время должность «старшего» главстаршины этого центра.

При этом на центр TFCC работали все входящие в состав авианосной группы надводные корабли, подводные лодки и суда обеспечения.

Особый вклад вносили оснащенные многофункциональной системой «Иджис» крейсера УРО типа «Тикондерога» (в 2003-2004 годы это были «Геттисберг» и «Филиппайн Си»), и эсминцы УРО типа «Арли Берк».

Один из операторов TFCC авианосца «Энтерпрайза» осуществляет контроль за обнаруженными надводными целями. Персидский залив, 29 ноября 2003 г. (U.S. Navy photo by Photographer's Mate Airman Justin McGarry)
Один из операторов TFCC авианосца «Энтерпрайза» осуществляет контроль за обнаруженными надводными целями. Персидский залив, 29 ноября 2003 г. (U.S. Navy photo by Photographer's Mate Airman Justin McGarry)

Причем информацию по обнаруженным целям с боевых постов кораблей передавали также по линиям спутниковой системы связи и на береговые командные пункты, центры управления, а также отдельным потребителям.

Таким образом, любой командир союзных сил, находящийся в зоне ответственности авианосной группы (“area of responsibility” или AOR), получал полную и всеобъемлющую картину окружающей обстановки.

Во время крупного авианалета, совершенного на иракские объекты 23 ноября 2003 года самолетами авианосной авиации и ВВС, центр TFCC авианосца «Энтерпрайз» полностью отслеживал текущую обстановку и в режиме реального масштаба времени передавал данные в штаб 5-го (оперативного) флота ВМС США в Бахрейне.

Данные также передавались командиру и штабу ВВС Объединенной группировки вооруженных сил в зоне Залива (Combined Forces Air Component Commander или CFACC), находившихся в Дохе (Катар).

Руководил работой центра тогда коммандер Боб Капцио - флагманский оперативный офицер авианосной группы «Энтерпрайза».

Особо можно отметить, что в ходе завершившихся в начале 2003 года работ по ремонту и модернизации «Энтерпрайза» на переоборудование центра TFCC и оснащение его самым совершенным оборудованием было израсходовано несколько миллионов долларов.

В результате центр TFCC на «Энтерпрайзе» на тот момент стал наиболее мощным и совершенным среди всех боевых единиц ВМС США.

Как утверждали адмиралы, «Энтерпрайз» и его группа могли контролировать территорию, по площади сравнимую с самими США.

Среди прочего на корабле была оборудована высокозащищенная линия связи с возможностью высокоскоростного и безопасного выхода в Internet, а также современная система связи.

А это уже центр управления воздушным движением "Энтерпрайза" - Carrier Air Traffic Control Center или сокращенно CATCC (U.S. Navy photo by PH3 CAROLLA BENNETT)
А это уже центр управления воздушным движением "Энтерпрайза" - Carrier Air Traffic Control Center или сокращенно CATCC (U.S. Navy photo by PH3 CAROLLA BENNETT)

О возможностях центра по отображению информации можно судить, например, по тому, что на каждый из упомянутых 60-тидюймовых экранов можно было вывести «кусок» из назначенной авианосной группе зоны ответственности площадью всего 10 квадратных футов (1 фут = 0,3048 м).

При этом несшие вахту специалисты оперативной боевой части отвечали каждый за свои отдельные участки – освещения и анализа надводной, либо подводной, либо воздушной обстановки, и др.

Режим несения вахты – шесть часов в сутки.

Продолжение истории «Энтерпрайза» следует.