То, о чём я решила написать в этой статье, на момент моего увольнения 26.02.2020 года не было для меня откровением.
Однако почему происходит, по моему мнению, такая несправедливость, и какие законодательными актами всё это установлено, я решила разобраться.
Речь идёт о назначении и выплате пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет.
Выплата пособия по уходу за ребёнком, в отличие от пособия по беременности и родам, выплата которого не всегда даже зависит от факта беременности и родов (такой вот парадокс) (ссылка) хотя бы зависит от наличия этого ребёнка.
Кому положено ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет
Это пособие положено следующим категориям лиц:
- родственники ребёнка, подлежащие обязательному социальному страхованию;
- матери-военнослужащие по контракту; матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и некоторых других органах ;
- уволенные в связи с ликвидацией организации: матери - в период беременности либо отпуска по беременности и родам, другие родственники – в период отпуска по уходу за ребенком;
- матери, отцы, опекуны, которые являются студентами-очниками;
- матери или иные родственники, не подлежащие обязательному социальному страхованию (в случае смерти матери и (или) отца, лишения их родительских прав и в некоторых других случаях).
Где это установлено?
Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: статья 13.
В каком размере выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет
А вот теперь начинается самое интересное: пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет выплачивается не всем в размере 40 % не всем и зависит не только от размера среднего заработка за два предыдущих года, предшествующих наступлению отпуска по уходу за ребёнком.
Итак, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:
- 6 752 рубля – матерям или иным родственникам ребёнка, не подлежащие обязательному социальному страхованию, и матерям, отцам, опекунам, которые являются студентами-очниками (с 01.02.2021 года размер пособия повысили до 7 082 рублей 85 копеек) ;
- 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - матерям-военнослужащим по контракту; матерям либо отцам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и некоторых других органах ;
- 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - уволенным в связи с ликвидацией организации: матерям - в период беременности либо отпуска по беременности и родам, другим родственникам – в период отпуска по уходу за ребенком (при этом минимальный размер пособия составляет 6 752 рубля, максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 13 504 рубля).
Где это установлено?
Федеральный закон от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: статья 15.
И в чём же несправедливость?
Взносы в Фонд социального страхования для расчёта пособия по уходу за ребёнком берутся за два года, предшествующих наступлению отпуска по уходу за ребёнком, и пособие выплачивается в размере 40 % среднего заработка, хотя, конечно, не всегда.
Возьмём простую ситуацию.
Беременная женщина, которая работала два предыдущих года и была уволена во время беременности работодателем
по соглашению сторон,
по собственному желанию,
в связи с истечением срока трудового договора,
а также по любому иному незаконному основанию (если она не обращалась в суд с иском о восстановлении на работе)
не может претендовать на пособие в размере 40 % среднего заработка, а может лишь претендовать на минимальное пособие в размере 6 752 рубля (с 01.02.2021 г. – 7 082 рубля 85 копеек).
А почему так?
Родившая женщина не является на момент назначения пособия трудоустроенной и в связи с этим не подлежит обязательного социальному страхованию,
то есть взносы-то за два предыдущих года на страхование уплачены,
а страхования премия (пособие по уходу за ребёнком)
в связи с наступлением страхового случая (рождение ребёнка)
ей получена быть не может, так как срок договора страхования истёк (пусть и не по её воле или даже в связи с противоправными действиями работодателя в отношении неё).
Приблизительно то же самое происходит с беременными женщинами, уволенными в связи с ликвидацией организации, с той лишь поправкой, что они могут претендовать на чуть большее пособие, если им позволяет заработок.
Однако если их заработок при трудоустройстве позволял получать им пособие выше максимального для таких лиц (13 504 рубля), они всё равно его не получат.
Таким образом, опять такая же ситуация: взносы уплачены в полном размере, а пособие получаешь в ограниченном размере.
Вот такая несправедливость!
Спасибо большое всем, кто дочитал такую длинную статью до конца.
Поделитесь, пожалуйста, со мной: вы считаете справедливым не выплачивать пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет в размере 40 % среднего заработка женщинам, которые лишились работы не по своей воле, а, возможно, даже в результате противоправных действий работодателя?