Найти тему
Long Live Rock ’n’ Roll

История создания легендарной песни группы REM - Losing My Religion

Записанный в период с сентября по октябрь 1990 года и выпущенный 19 февраля 1991 году, «Losing My Religion» стал первым синглом с альбома Out Of Time, который привел к успеху. Песня сыграла решающую роль в развитии группы. Песня, занявшая четвертое место в чарте США, привлекла множество поклонников к постоянно растущей фан-базе группы, которая неуклонно росла с момента их дебюта в 1983 году.

В южных регионах Штатов термин «Losing My Religion» означает кризис веры в кого-то или что-то, что когда-то лелеяли. Именно эту внутреннюю битву тоски и уныния, одновременно противопоставляющих себя друг другу, Майкл Стипе стремился исследовать в текстах песен. «Мне понравилась идея написать песню о безответной любви», - сказал он голландской радиостанции NPO. Позже добавляет: «[Она] о сдерживании, движении вперед, а затем снова отступлении. Меня больше всего волнует то, что вы не знаете, знает ли меня человек, к которому я обращаюсь. Если они вообще знают, что я существую. Это по-настоящему слезливое, проникновенное чувство, которое нашло свое отражение в одном из лучших музыкальных произведений, которые мне подарила группа». Текст придает музыке благоговейное чувство и превращает запоминающуюся мелодию в нечто более духовное.

Эта запоминающаяся мелодия стала результатом усилий гитариста Питера Бака, который пытался научиться играть на мандолине. В качестве практического пособия Бак записывал свою игру на инструменте и выслушивал недостатки в своей игре. Из какофонического звенящего попурри наложенных попыток практики наступила эврика, когда был идентифицирован последний отполированный риф мандолины.

-2

Бак сказал журналу Guitar School Magazine в 1991 году: «Я начал с мандолины и придумал риф и припев. Куплеты - это те вещи, которые REM часто используют, переходя от одного минора к другому, что-то вроде этих аккордов Drive 8. Ничего плохого не скажешь о ми минор, ля минор, ре и соль - я имею в виду, что это просто хорошие аккорды». Это сочетание глубины и приверженности структуре классической поп-песни толкает песню в своеобразную психическую почву между знакомым и совершенно новым.

Этот же контраст также исследуется в музыкальных инструментах. Низкая успокаивающая ритм-секция песни создает платформу для веселого танца слов и мандолины. «В песне нет абсолютно никаких средних частот, только низкие и высокие частоты, потому что Майк (Миллс) обычно играл на басу используя низкие тона», - объясняет Бак.

«Это было тогда, когда мы решили пригласить Питера (Holsapple) для записи песни с нами, и на ней он вживую сыграл на акустической гитаре. Это было действительно круто: мы с Питером сидели в нашей маленькой будке, потея, а Билл и Майк были там, в другой комнате, и занимались тем же. Это было просто волшебное ощущение».

Позже Миллс признался, что бас, который тонко движет песней, был его способом имитации эффекта, достигнутого почти неподражаемым Джоном Макви из Fleetwood Mac.

Искаженная судьба обстоятельств также способствовала напряженному финалу музыки. Расстроенная тоска в тексте очень близко перекликается с желанием Стипа взять верх над вокалом и покончить с этим. «Я был очень расстроен», - рассказал Стипе о своем гневе из-за того, что не смог вместить сердечное излияние своей поэзии в душную среду студии. Тот факт, что звукорежиссер студии «казался не в себе» и что в Bearstudio A в Вудстоке, штат Нью-Йорк, был душный день, не помогал. Стипе объяснил: «Мне также стало очень жарко, потому что я был очень взволнован, поэтому снял одежду и записал песню почти голым».

В конце концов, группа добилась успеха, и вокал и мандолина были записаны с одного дубля. Это живое ощущение наполняет песню некой сверхъестественной человечностью. «Я с гордостью могу сказать, что каждый кусочек мандолины на пластинке был записан вживую, - заявил Бак, - я не делал наложения. Если вы прислушаетесь, на одном из куплетов есть место, где я ее приглушил и подумал: ну, я не могу вернуться и вставить его, потому что это должен быть живой трек. В этом была вся идея». Эти изъяны в звуке не только не принижают, но и привлекают внимание к песне, придавая ей своего рода неотшлифованную симфоническую честность.

Песня «Losing My Religion» превратила группу из уважаемой и культовой в имя нарицательное, не ослабляя при этом революционной идентичности, которая впервые принесла им множество поклонников.

В конечном счете, это одна из самых необычных песен в истории. Как сказал Бак в сборнике In Time:

«Музыка была написана за пять минут. В первый раз, когда группа сыграла ее, она идеально встала на свои места. У Майкла в течение часа был готов текст, и, играя песню в третий или четвертый раз, я обнаружил, что вокал в сочетании с музыкой меня невероятно трогает. Для меня «Losing My Religion» кажется своего рода архетипом, который парил в космосе, и нам удалось его заарканить. Если бы только все сочинения песен были такими легкими».

Трек может быть о кризисе веры. Тем не менее, это, безусловно, похоже на некоторую очень монолитную жизненную силу, преобразованную в задушевную песню, которую мы можем пережить посмотрев видео ниже.