Найти тему
андрей спасский

Бедная Лиза или гламурная статистка на роль главной героини

Блестящих дарований теперь мало , это правда, но средний актер стал гораздо выше.

А.П.Чехов «Чайка»

.

Начало.

Вроде бы ничто не предвещало беды. Появившись в "Иронии судьбы Продолжение" страна увидела новую героиню. Но тогда обсуждали фильм в целом. Весьма показательно появление в сиквеле, который вызвал споры и неприятие. Все из-за любви к Рязановскому шедевру. Что? Лиза Боярская? Да, мила... Но быть просто милой Лизу не устраивало. Она решила стать актрисой. Молодец. Дослужилась до Анны Карениной. Не доросла, но дослужилась. На виду. На лице маска серьезной работающей актрисы. Лиза озабочена, чтобы ее воспринимали как серьезную вдумчивую актрису. Вероятно, на это уходят все силы

Когда режиссерам под 70 они почему- то часто делают глупости. С ними происходит нечто вроде солнечного удара. Помните этот шедевр Михалкова, где охваченный страстью подпоручик бегает за смазливой гувернанткой и ее шарфиком. Все очень мило, благородно…по- старому. И так же благородно оприходует ее в миленькой гостинице. Между ретивыми перебежками были вставлены сцены гражданской войны. Михалков пытался сделать новую Софи Лорен в лице некоей Виктории Соловьевой. Не получилось. Что-то пошло не так. А то была б у нас новая Лиза Боярская. Помилуйте. Своих девать некуда. Куда уж с улицы брать…Не до звезд нынче стало.

Вот и господин Шахназаров решился замахнуться на нашего Шекспира. Очередной замах на великий роман. Что подвигло то? Звездность Боярской? Личные амбиции, мол, еще есть порох в мешках? Тогда надо было брать на роль Ольгу Бузову – говорили бы еще больше. А Ксюша Собчак прекрасно бы смотрелась в роли Бетси Тверской. Ну, шутки шутками, а ведь роман Толстого это антология русской жизни. Со всеми вытекающими. Масштабная картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века, сочетающая философские размышления авторского alter ego Лёвина с передовыми в русской литературе психологическими зарисовками, а также сценами из жизни крестьян. ( Из Википедии)

Вот уж действительно ирония судьбы. Средний актер становится не просто выше. Он становится звездой, да ладно, что уж там - актером с большой буквы А. Якобы. Схема появлений таких звезд давно известна – богатый покровитель, популярные родители, выгодная женитьба. Звезда родилась. Тускловато горит правда. Ну, на то и реклама и глянцевые журналы, где звезда появляется с завидной регулярностью и повествует о своем мировоззрении и творческих планах. Оооо… планов у них выше крыши. Результаты, правда, неутешительны. Вот и Лиза сетует, что нет хороших ролей, сценариев, мало талантливых режиссеров… Видимо, они исчезли с хорошими актерами. Порвалась связь времен. А я тут ни при чем.

Первые сцены нового фильма, признаюсь честно, вспомнить уже не могу. А в начале романа это сцены Анны с детьми Долли (в новом фильме нет), и еще ранее встреча на железнодорожном вокзале, омраченная смертью сторожа. Фильм Зархи не смотрел давно, но до сих пор помню реакцию Анны – Татьяны Самойловой на смерть человека. И боль и страх и ужас - (Дурное предзнаменование!). Душевная щедрость и чуткость Самойловой слились органически с образом Анны. Ее доброта и участие так поразили спокойного ко всему Вронского, что он приказывает передать вдове погибшего двести рублей. Он еще не влюблен. Просто видит порыв женщины, которая не может это сделать сама (по приличиям). Она уже изначально выделяется из массы всех этих великосветских людей, к которым принадлежит Вронский, его мать и т д. и если Анна надевает такую же маску гранд дамы, то это потому, что без этого никак нельзя было существовать. В соблюдении приличий русский великосветский человек перещеголял англичан.

«-Княгиня неохотно звала меня, – отвечал Левин

-Что ты! Вздор какой! Это ее манера… это ее манера, гранд дам, - сказал Степан Аркадьевич»

Щедрость души, любовь к людям у Анны Самойловой только не переливались через край. А вот Лиза с удовольствием носит маску холодной, сухой гранд дамы. Ей бы так и ходить, но играть- то надо Анну Каренину, а не какую-то там Бетси Тверскую, что более подходило бы нашей звезде. Ее Анна до того невозмутима, умеренна и закрыта, что начинаешь сомневаться: а человек ли она? Как терминатор из второго фильма она может принять облик другого персонажа, но внутри он остается терминатором. Роботом,автоматом.Без жалости, без любви к людям, ему надо выполнить задание и отчалить. То же я наблюдаю в стеклянных глазах Лизы. Она органически не может слиться с образом Анны, как вода не может слиться с оливковым маслом. Самоуверенности Лизе не занимать. Трудолюбива, исполнительна. Так в чем же дело? Актриса, которая не знает жизни? Незрелость? Но все могу, все знаю,-сыграну. Там же, где надо проявить другие чувства и качества - детскую радость, страсть, да много чего -выходит натужно, претенциозно, будто из-под палки. Может Лиза просто не умеет выражать различные эмоции? Ну, вот- роль дали - учимся. И так она пройдет весь фильм, неся только эту маску – красивую маску великосветской гранд дам.

Анна жива, общительна, открыта и доброжелательна ко всему, что ее окружает. Она легко и быстро носит свое полное, но подвижное тело. Она словно парит или плавает в пространстве романа. По крайней мере в первой половине книги.

У Лизы же изначально все печально. Бледное лицо, обрамленное черными волосами скорбно и малоподвижно. На душе скребут кошки. Словно узник, брошенный в пустой глубокий колодец и заваленная камнями, она даже не пытается выбраться из своей темницы. Это ее зона комфорта. Она так живет. И собственно Каренин, как и Вронский и Сережа – ей не нужны. Падения и измены как таковой тоже нет. Потому что она ни с кем не живет и никому ни изменяет. О какой любви говорит ее героиня, если любви нет, не было и не будет?

Сцена падения Анны - К бедному подпоручику пришла жена унтер офицера и соизволила принять ласки

Сцена напоминает шансоньетку:

По улице я шлялся . Вдруг вижудама . Я с нею поравнялся, сказал ей прямо: «Мадам!». - Девица! - Свободна? - Как птица! - Не верю! - Напрасно! - Пройдемте? - Согласна!

Правда, весельем и страстью здесь и не пахнет. Они героям неведомы. Вронский кивком головы приглашает Анну проследовать в спальню. Обряд совершился с печальным приличием. Впечатление, что снимали в морге. Холодно , холодно , холодно . Пусто, пусто, пусто. Страшно , страшно , страшно . Тела живых существ исчезли в прахе... Может так было задумано? Любовь без страсти, жизнь без любви. Герои устали, простужены, но съемочный день – надо снять и снимаем. Идет полезный метр.

Помню, сцена падения Анны у режиссера Зархи была решена как некий апокалипсис. А тут холодная комната, серые стены… Холодно , холодно , холодно . Пусто, пусто, пусто. Страшно , страшно , страшно .

Как при вскрытии трупа или при его перезахоронении

Вот она какая любовь. Изначально все печально.

С таким вот скрипом несмазанной телеги добираемся до сцен в имении Вронского. И… о чудо! Актриса, наконец- то обрела себя!

Сцена с гостями и домочадцами. Анна подсказывает архитектору наиболее верное решении в постройке больницы. И тут я ей верю. Сухо, по-деловому – это и есть ее лицо - без сантиментов. Ей не надо ничего доказывать. Она заранее знает что права. Настолько она уверена в себе. Слишком аналитический ум. Ей бы в бухгалтеры. Или в следователи. Но не царское это дело, если ты из рода самих Боярских…

Возникает чувство, что ты присутствуешь на дипломном спектакле студентов второго курса театрального училища. Вроде ничего… Вовремя подают реплики, реагируют. Пластика еще так себе. А? Это премьера на Первом? Ошиблись. Бывает.

Впечатление будто долго молчавшая массовка вырвалась из своего молчаливого бездействия и быстро- быстро, пока старшие не видят, заняла места великих и уважаемых. Кресла несколько большеваты, но так приятно почувствовать себя взрослым и значительным.

Это ничего что нельзя. Кто сказал, что не положено? Кто хочет, тот возьмет.

А если еще и толкает кто-то сверху, то непременно. Извините…

Повторюсь, страсти и заблуждения этой даме не ведомы – все рассчитано, куплено и запаковано под гламурной лентой. В Багдаде все спокойно, так зачем же стулья ломать? И все так чинно, благородно, по - старому…Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил.

С трудом добираемся до последней сцены. И испытываем колоссальное облегчение. Истомилась душенька. Ее и наша.

Окстились. Сыгранули. Занавес. Финита и далее...

После этого фильма Боярская год отдыхала, не снимаясь. Еще бы! Взять такую неподъемную ношу. Да и надо ли было брать? Но маска гранд дамы так же важна для положения в свете Бетси Тверской как для нашей героини маска серьезной значительной актрисы. У каждого свои маски и слабости.

Справедливости ради надо сказать, что к Самойловой и Лановому тоже были придирки. Помню даже статью: «Где найти актера на роль Вронского?». Дело во времени? Говорили, что Зархи сделал нечто приблизительное, имея при себе две дюжины первоклассных актеров. Я не говорю про линию Левина. Ее автоматом убирают все режиссеры. Все. Что же до сцен русской жизни... Где уж…Куда уж…

Стыдно ли быть содержанкой при искусстве? В ответ на это нынешние дамы из актрыс мило улыбаясь, скажут: вы знаете, может это и ужасно, но вот не стыдно. Прошли те времена, когда от участия звезды зависела судьба фильма. Странная ситуация. Вроде бы снимают кого-то и для кого-то. Может для себя?

Уверен, что со временем Лиза будет неотразима в ролях вдовствующих императриц и всяких важных родовитых старух.

Шахназаров и Боярская создали какую-то другую героиню из другой книги. Но Толстой имеет такое же отношение к сему произведению, как Рязанов к продолжению «Иронии судьбы».

Даже моль при свечах может показаться роскошной бабочкой, но стекляшка во что ее не оправь, останется стекляшкой.