Здравствуйте, дорогие друзья!
Этот выпуск - рассказ об одной интересной книге, из которой можно почерпнуть немало знаний о волшебном мире кино. Сегодня мы расскажем о книге Кирилла Разлогова "Планета кино".
Сразу оговоримся, что "Планета кино" - это не научная книга, это подарочное издание, красочное и наполненное замечательными фотографиями, лёгкое чтиво для всех, кто любит кино. Эту книгу будет интересно (и полезно!) прочесть всем, для кого киноискусство - это не просто слово, а поход в кинотеатр - не очередной повод покушать попкорна.
Нас эта книга привлекла, в первую очередь, потому что её автор - наиболее авторитетный и известный из ныне живущих специалистов по теории и истории кино - Кирилл Эмильевич Разлогов.
Кирилл Разлогов начинал свою киноведческую карьеру ещё в советские годы (я читал его статьи в выпусках "Искусство кино за 1984 год, где он смело выступал за то, что то, чтобы массовое кино (Экипаж, Москва слезам не верит) стало объектом научного анализа; презрительное отношение к коммерческому кино - это ненужный, неприличный для исследователя снобизма, утверждал К.Э. Разлогов). В этом мы с ним полностью солидарны.
Кирилл Разлогов - это человек редкой эрудии; листая его книгу, диву даёшься, насколько много фильмов он посмотрел. Мы горячо приветствуем идею автора о том, что всякий фильм, завоевавший успех у зрителей, ставший "культовым", имеет ценность для великой летописи кинематографа.
Ещё одна интересная идея Разлогова, которая нашла отражение в этой книге, - это "Кино без границ" (эту идею придумал не сам автор, она появилась ещё на заре истории кино, но потом была основательно забыта; в русскоязычном киноведении Разлогов остаивает эту идею наиболее последовательно). Что значит "Кино без границ" в понимании автора? Это значит, что кино разных стран и континентов подчиняется общим закономерностям развития; "национальная специфика" играет второстепенную роль. Автор интересно доказывает эту теорию, проводя чёткие параллели между фильмами разных культур и эпох.
Вообще, текст К.Э. Разлогова отличает лёгкость, живость и изобретательность. К сожалению, когда речь идёт об истории советского кино, изобретательность автору изменяет; у меня создалось чувство, что данная тема его занимает мало. Историю советского кино К.Э. Разлогов видит как борьбу "социалистического реализма" и противоборствующих ему идейных течений "арт-хауса" и "соц-арта". Важно, что Кирилл Разлогов увидел, как советское кино вышло за границы СССР и повлияло на кино Восточной Европы (если бы он знал китайский язык - написал бы и про влияние на китайское кино, но в этом он разбирается слабо).
Во взглядах маститого киноведа наше неприятие вызывает то, что он не видит в советском кино ничего особенного, не видит его уникальной роли для русской культуры. Нея Зоркая, в отличие от Кирилла Разлогова, проявила зоркость и увидела эту уникальность. Но, я думаю, в этом нет вины К.Э. Разлогова - он понимает мировой кинопроцесс как нечто единое и неделимое.
Подводя итог, мы со всей настоятельностью рекомендуем с этой книгой познакомиться. Всё-таки откровенной идеологической гнили в ней намного меньше, чем в средней современной книге о кино.
Спасибо за внимание.