Продолжение. Начало: ЛОЖЬ СОЛЖЕНИЦЫНА. Часть 1
Заглянем внутрь огромного аппарата «белой» Сибири. Венчало его Главное управление местами заключения (ГУМЗ), своего рода ГУЛАГ. Возглавлял управлением генерал П.К. Гран, безжалостный тюремщик старорежимной закваски. В подчинении ГУМЗ находилось 78 мест заключения, в том числе особорежимные – Александровская каторжная, Александровская пересыльная тюрьмы (в Иркутской губернии), Тобольская каторжная, Пермское, Томское и Николаевское исправительные отделения. В архивах ГУМЗ сохранилась ведомость мест заключения с указанием числа заключенных в них по данным на январь 1919 г. Это наследство, которое Сибирское правительство передало колчаковскому режиму, включало в себя 78 мест заключения, и в них заключённых 28 298 (ГАРФ, ф. 176, оп. 5, д. 1542, лл. 33-34 об.).
Как следует из пояснительной записки министерства юстиции, данные о численности заключённых неполные; сведения были представлены по 50 тюрьмам, причем, как видно из других сообщений с мест, число заключённых в ряде случаев было занижено. По расчётам министерства, во всех 78 тюрьмах содержалось 29 462 арестанта. Сюда не вошли заключенные, находившиеся при управлениях милиции и в арестантских исправительных заведениях для несовершеннолетних, а также в местах заключения, подведомственных военным властям. Так, что численность заключённых на 1 января 1919 года намного превышало 30 тыс. человек. В связи с ужесточением репрессивной политики пришедшего к власти колчаковского режима министерство юстиции прогнозировало увеличение численности заключённых до 50 тысяч (там же, лл. 10-11). Но режим намного «перевыполнил» эту норму. По данным сибирских архивов, осенью 1918 года в тюрьмах Сибири томилось около 75 тыс. человек (Кадейкин В.А. Сибирь непокорённая. Кемерово, 1968).
Хватательный азарт «белой» власти Сибири по отношению к своим политическим противникам был столь велик, «нахватали» так много, что 78 тюрем, переполненных вдвое-втрое против нормы, смогли вместить лишь часть арестованных. Положение усугублялось грандиозной вспышкой эпидемии тифа и других болезней. В архивах сохранились официальные данные о численности заключённых, заболевших тифом и умерших за период с октября 1918 года по ноябрь 1919 года. Согласно этому документу, всего заболело 10 654 заключённых и умерло около тысячи (ГАРФ , ф. 827, оп. 7, д. 158, л. 151). Но эти данные явно приуменьшены, т.к. далеко не из всех мест заключения поступали такие данные, а в тех, что были присланы, имеется много разночтений, что свидетельствует о хаотичности и несовершенстве учета (там же, оп. 11, д. 106, лл. 48-60).
К такому повороту событий будущие сподвижники Колчака оказались абсолютно не готовы. Но они думали не о помощи своим безвинным жертвам, а о том, куда девать новые партии арестованных. И бесчеловечный выход был найден – в концлагеря.
Прочитав статью, нажмите лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно. Подписка на «USSR&Russia» приветствуется!
!!! Поддержать не только канал «USSR&Russia», но и братьев наших меньших можно с помощью ЮMoney