Турецкие военные получили тяжелый беспилотник, способный нести управляемые авиабомбы и даже крылатые ракеты с дальностью пуска до 250 км
С благодарностью приму в дар инвайт на Пульс от Mail:)
Длительное время работы, ведущиеся в Турции в области беспилотной авиации, не вызывали пристального внимания специалистов. Достаточно сказать, что в «джейнсовском» справочнике «Unmanned Aerial Vehicles and Targets» десятилетней давности, в разделе «Турция» упоминалось всего о двух беспилотниках компании Turkish Aerospace Industries (TAI), тогда как, к примеру, в российском разделе этого труда можно было найти информацию о 27 дронах разного класса и назначения.
Однако после активного использования Анкарой разведывательно-ударных дронов национальной разработки в ходе операций в Сирии и Ливии и, самое главное, после масштабной информационной кампании, направленной на популяризацию их боевого применения в ходе недавнего конфликта в Закавказье, о турецких беспилотниках заговорили в буквальном смысле все: военные и авиационные эксперты, журналисты и простые обыватели.
Ряд специалистов в этой связи даже оптимистично заявили о начале новой эры – «эры войн роботов».
Безусловно, последнее – это уже некоторый перебор, но зерно истины в этом есть: за относительно короткий промежуток времени Турция совершила резкий рывок в сфере разработки и боевого применения беспилотной авиатехники, быстро перейдя от закупки иностранных образцов к созданию и серийному выпуску собственных дронов малого, а затем и среднего класса.
Ну, а 29 августа с.г. турецкие военные получили первый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник национальной разработки, способный нести крылатые ракеты.
«Новый символ инженерных возможностей Турции, новый представитель нашей независимости в небе», – написал в Twitter президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по поводу передачи первого беспилотника тяжелого класса.
От автокомпонентов – к беспилотникам
Создатель нового разведывательно-ударного дрона – компания Baykar Makina – основана Оздемиром Байрактаром в 1984 году и вначале занималась выпуском автомобильных компонентов в рамках программы по созданию национального автопрома.
Лишь в 2000 году в компании впервые приступили к работам в сфере беспилотной авиации, которые резко активизировались после того, как это направление в Baykar Makina возглавил один из трех сыновей ее основателя – Сельчук Байрактар.
Под его руководством и был создан ставший всемирно известным разведывательно-ударный дрон Bayraktar ТВ2, чье название в переводе с турецкого означает «Знаменосец». Более подробно об этом аппарате я уже рассказывал ранее (см. здесь).
Следующим же проектом в области беспилотной авиации, к реализации которого приступила компания Baykar Makina, стало создание большого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА), которому присвоили обозначение Bayraktar Akinci (далее – Akinci).
Название «Akinci» (произносится как «Акынджи») в дословном переводе с турецкого означает «Рейдер».
Именно так, кстати, называется и вид турецкой легкой кавалерии, хорошо проявивший себя в войнах прошлого.
Этот аппарат относится к классу HALE (High Altitude Long Endurance), т.е. высотных БЛА большой продолжительности (дальности) полета.
Благодаря своим тактико-техническим характеристикам и внушительной массе разнообразной полезной нагрузки, включая высокоточные авиационные средства поражения, он способен не только вести оперативно-тактическую и оперативно-стратегическую разведку, но еще и наносить мощные удары по наземным и, возможно, надводным целям противника, и даже атаковать воздушные цели (правда, судя по всему, не слишком скоростные и не защищенные).
Бесстрашный страж – так часто называют в турецких источниках новый разведывательно-ударный беспилотник.
«Akinci – это высокотехнологичная машина, – подчеркивает главный технический директор компании-разработчика Сельчук Байрактар в документальном фильме «Akinci», посвященном этому проекту и размещенном в аккаунте компании на Youtube. – В мире существует всего несколько стран, которые могут изготовить ЛА такого класса».
Этот фильм, кстати, готовился в течение 15 месяцев и за чуть более года после премьеры набрал уже более 5,3 млн просмотров, став настоящим техноблокбастером (ссылка на фильм - в конце статьи).
Особенности конструкции и "рыбное" прозвище
Разведывательно-ударный БЛА Akinci построен по нормальной аэродинамической схеме, причем в его конструкции максимально широкое применение нашли различные современные композиционные материалы – в основном, видимо, углепластики, армированные кевларом.
Примечательно, что в турецкой прессе циркулирует своеобразное прозвище, якобы, данное новому дрону: «летучая рыба».
Причина, по которой оно было присвоено беспилотнику не сообщается, но надо сказать, что по своему внешнему облику он действительно чем-то напоминает тех настоящих обитателей моря, которые носят это название (кто не знает, летучие рыбы – это отдельное семейство лучеперых рыб отряда сарганообразных).
Фюзеляж дрона имеет изогнутую, так называемую S-образную форму, что вкупе с крылом типа «чайка» большого удлинения, имеющим шарклеты в концевой части, и придает беспилотнику вид, схожий с той самой летучей рыбой, о которой упомянуто выше.
Интересно, что формой фюзеляжа турецкий дрон очень напоминает разведывательно-ударный БЛА Yabhon United 40 Block 5/6 класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полета), разработанный компанией ADCOM Systems из Объединенных Арабских Эмиратов.
Он не раз демонстрировался на различных авиационных и оружейных выставках, в том числе в России, и принят на вооружение в ОАЭ, Алжире и Египте.
Поскольку ранее неоднократно сообщалось, что в работе над этим дроном активное участие принимали украинские авиаконструкторы (об этом чуть позже), не исключено, что схожая в целом форма фюзеляжа, примененная на Akinci, может подтверждать информацию об активном участии в этом проекте представителей Украины.
Хвостовое оперение рассматриваемого беспилотника выполнено по классической схеме – включает вертикальный киль и горизонтальный стабилизатор, плоскости которого незначительно отклонены вниз.
Шасси – трехопорное убирающееся: носовая стойка убирается в фюзеляж вперед по полету в закрываемую створками нишу, а основные стойки – назад по полету в закрываемые створками ниши в фюзеляже.
Украинское «сердце» турецкого дрона
Силовая установка аппарата построена на базе двух турбовинтовых двигателей, приводящих во вращение пятилопастные воздушные винты.
На летных прототипах применены турбовинтовые двигатели АИ-450Т мощностью на взлетном режиме 450 л.с. каждый разработки украинского ГП «ЗМКБ «Прогресс» им. академика А.И. Ивченко».
Контракт на поставку 20 двигателей по цене 640-660 тыс. долл. за пару подписан в рамках офсетного пакета к соглашению о закупке Украиной партии беспилотников Bayraktar TB2: в 2018 году поставлено 4 двигателя, в 2019 году – 6, в 2020 году – 10 двигателей.
Однако еще в ноябре 2020 года новостной и аналитический ресурс Global Defense Corp. (www.globaldefensecorp.com) со ссылкой на главного технического директора компании-разработчика Сельчука Байрактара сообщил, что принято решение устанавливать на Bayraktar TB2 и Akinci двигатели турецкого производства.
А в январе 2021 года глава турецкой двигателестроительной компании TEI Махмут Акшит заявил в интервью СМИ, что на всех крупных турецких дронах, таких как Anka, Aksungur и Akinci, будут ставиться турбодизельные двигатели национальной разработки PD222 взлетной мощностью 220 л.с.
При этом вариант рассматриваемого нами беспилотника с такими двигателями получит обозначение Akinci-C.
В начале февраля 2021 года Сельчук Байрактар подтвердил в Twitter, что на производимых его компанией разведывательно-ударных беспилотниках отныне будут применяться двигатели турецкой разработки, которые отвечают всем требованиям (причем он отметил, что двигатель, прошедший испытания месяц назад, был не опытным, а серийным).
Речь шла об Akinci и Bayraktar TB2 (последний после оснащения новыми двигателями и системой спутниковой связи получит обозначение Bayraktar TB3).
Впрочем, пока не совсем понятно, как один и тот же двигатель может равно эффективно работать и на 3,3‑тонном беспилотнике Aksungur, разработанном компанией TAI, и на 5,5‑тонном Akinci.
Кстати, говоря о вкладе украинских специалистов в создание Akinci, следует отметить и вот что.
Официально не подтверждено, но…
Предположительно, в разработке этого дрона принимали участие украинские специалисты, которые кроме двигателей предоставили турецким коллегам также некие композиционные материалы и поделились опытом в проектировании крупных летательных аппаратов.
В частности, сообщалось, что такое сотрудничество осуществлялось в рамках деятельности совместного предприятия в области высокоточного оружия и аэрокосмических технологий, созданного ГК «Укрспецэкспорт» (в составе ГК «Укроборонпром») и группой Baykar Defence в рамках соглашения, подписанного во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Турцию 8 августа 2019 года.
«Ударный беспилотный летательный аппарат нового поколения Akinci станет одним из первых проектов специального предприятия, образованного Государственной компанией «Укрспецэкспорт», входящей в состав «Укроборонпрома», и турецкой компанией Baykar Defence», – указывалось в этой связи в сообщении от 20 августа 2019 года, размещенном на сайте ГК «Укроборонпром».
«Ударный БПЛА нового поколения Akinci разрабатывается в соответствии с требованиями вооруженных конфликтов XXI века и предназначен, в первую очередь, для вооружения как турецких, так и украинских Вооруженных сил. Одно из главных его преимуществ – возможность наносить высокоточные удары таким же вооружением, которое используется на обычных самолетах. Речь идет о сверхмощных боеприпасах весом в сотни килограмм, – приводились в указанном сообщении слова гендиректора ГК «Укроборонпром» Павла Букина. – Это стало возможным благодаря использованию украинских двигателей, обеспечивающих большую грузоподъемность, скорость и высоту полета, экономичность и простоту эксплуатации».
Впрочем, официального подтверждения вкладу украинской стороны в создание нового разведывательно-ударного БЛА турецкая сторона не делала, так что явным участием Киева в проекте Анкары, хорошо видимым даже невооруженным глазом, можно считать все же предоставление турбовинтовых двигателей.
Искусственный разум «Рейдера»
Следует особо отметить, что установленная на Akinci современная система управления имеет трехкратное резервирование и позволяет ему уверенно осуществлять в полностью автономном режиме взлет, полет по маршруту и посадку.
Также дрон может работать в полуавтономном режиме или в режиме под полным контролем операторов, находящихся за рабочими местами в наземной станции управления.
Последняя может поставляться заказчику в трех вариантах исполнения: стационарном (оборудуется в помещении), в быстровозводимом укрытии и в мобильном варианте на шасси грузового автомобиля-трейлера.
Система связи – комбинированная: дуплексная система спутниковой связи (Dual SatCom System) и дуплексная система радиосвязи в зоне прямой видимости (Dual LOS Communication System).
Наличие уже изначально на борту БЛА системы спутниковой связи позволяет обеспечить надежное управление им на большой дальности.
Akinci будет оснащаться многоцелевой РЛС с АФАР, системой предупреждения столкновения в воздухе, оптико-электронной системой наблюдения и прицеливания CATS и сможет нести в базовом варианте еще и контейнер со средствами радиоэлектронной разведки, либо средствами радиоэлектронной борьбы или обеспечения (поддержки).
Все они, как утверждается, – национальной разработки и производства.
Благодаря наличию современной вычислительной системы, включающей шесть цифровых вычислительных машин (не говоря о почти 40 мини-компьютерах, отвечающих за работу различных подсистем дрона) и обладающей элементами искусственного интеллекта, беспилотник будет способен не только собирать при помощи своих бортовых систем различную информацию об окружающей обстановке, но и оперативно выполнять ее качественные обработку и анализ.
Кроме того, «искусственный разум» обеспечит дрону владение ситуацией по маршруту следования, в том числе позволит заблаговременно выявлять цели, классифицировать их и определять их точные координаты.
«Мы осуществляем научно-исследовательскую работу, направленную на то, чтобы самолет мог работать самостоятельно, – отмечал в этой связи в упомянутом фильме Толга Бююкязы, руководитель подразделения искусственного интеллекта и встроенных программных технологий в компании-разработчике. – Как подразделение объектного программного обеспечения и искусственного интеллекта, мы несем ответственность за интерфейс, что управляет ЛА, разными полезными нагрузками, приложениями для карт и видео в этом интерфейсе, а также делаем самолет умнее, используя изображения и сигналы в деятельности искусственного интеллекта».
Длинные руки «Рейдера»
Согласно информации, представленной на сайте разработчика, Akinci будет иметь следующие характеристики:
- максимальная длина – 12,2 м,
- высота – 4,1 м,
- размах крыла – 20,0 м,
- максимальная взлетная масса – 5500 кг,
- максимальная масса полезной нагрузки и вооружения – 1350 кг (в т.ч. внутри – 450 кг, а на восьми узлах внешней подвески – до 900 кг),
- крейсерская скорость – 241 км/ч,
- максимальная скорость – 361 км/ч,
- рабочая высота – 9144 м,
- максимальная высота – 12192 м,
- продолжительность полета – не менее 24 часов.
Вооружение БЛА, размещаемое на внешней подвеске, может включать широкий спектр авиационных средств поражения:
- крылатые ракеты SOM-A (стартовая масса – около 620 кг, дальность пуска – 250 км) разработки TUBITAK SAGE с инерциально-спутниковой системой наведения с коррекцией по рельефу местности и осколочно-фугасной боевой частью массой около 230 кг,
- управляемые (УАБ) и корректируемые (КАБ) варианты обычных, "тупых", бомб серии Mk81, Mk82 и Mk83 с навесными комплектами наведения местной разработки,
- малогабаритные КАБ с полуактивным лазерным наведением MAM-C (масса – 6,5 кг) с осколочно-фугасной и MAM-L (22 кг) с термобарической БЧ от Roketsan и Bozok от TUBITAK SAGE,
- 94-кг УАБ MAM-T от Roketsan с инерциально-спутниковым и лазерным наведением,
- ПТУР L-UMTAS и мини-ракеты Cirit (обе – с лазерной системой наведения, разработчик – Roketsan).
Беспилотник сможет нести и УР класса «воздух – воздух» типа Gokdogan с ИК ГСН и дальностью пуска 25-30 км или типа Bozdogan с активной РЛГСН и дальностью пуска до 65 км.
Обе разработаны TUBITAK SAGE по программе Goktug.
Замечу, кстати, что обычно TUBITAK SAGE характеризуют как «компания», но на самом деле за этим названием скрывается расположенный в Анкаре Научно-исследовательский институт оборонной промышленности (Savunma Sanayii Arastirma ve Gelistirme Enstitusu – SAGE), который организационно входит в контур управления Совета по научно-техническим исследованиям Турции (Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Arastirma Kurumu – TUBITAK). Отсюда и его название – TUBITAK SAGE.
От первого полета до передачи заказчику – два года
Активные работы по сборке первого летного прототипа нового БЛА были начаты в первой половине 2019 года, а 27 июня прошла защита результатов этапа предварительного проектирования, в которой приняли участие представители компании-разработчика и ее партнеров, а также Вооруженных сил и оборонной промышленности Турции.
После этого программа перешла в заключительную фазу, а уже 2 августа на первом летном прототипе (PT-1) начался этап наземных испытаний, в ходе которого разработчик одним из первых испытал в виртуальном полете систему управления и другие основные системы беспилотника.
Наконец, 1 сентября на Bayraktar Akinci успешно прошла первая гонка двигателей, 19 октября беспилотник был отправлен автомобильным транспортом на базу в Чорлу (военный аэродром в провинции Текирдаг, где также расположен центр летных испытаний и подготовки персонала для этих БЛА), где 2 ноября он начал рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе аэродрома, а 6 декабря – поднялся в небо, совершив первый полет продолжительностью 16 минут.
«Это исторический момент для Турции. Мы работали днем и ночью для его осуществления, – отметил в этой связи гендиректор компании-разработчика Халук Байрактар. – Все основные системы и подсистемы на Akinci во время полета работали очень хорошо. Сейчас мы продолжаем отработку подсистем, анализ телеметрии, оптимизацию летных показателей и системы управления. Кроме того, в дальнейшем будут проводиться работы по интеграции (на борт БЛА) полезной нагрузки – от «умных» боеприпасов до систем радиоэлектронной поддержки, радара с активной фазированной антенной решеткой и системы спутниковой связи».
Второй летный прототип PT-2 был облетан в августе 2020 года, причем 19 августа в ходе очередного испытательного полета он достиг высоты 20 тыс. футов (6096 м).
Ну, а 23 августа уже первый летный прототип PT-1 в ходе испытательного полета продолжительностью 3 часа 22 минуты поднялся на высоту 30 тыс. футов (9144 м).
Именно с него 22 апреля с.г. и были выполнены первые сбросы КАБ и УАБ MAM-C, MAM-L и MAM-T, успешно поразивших наземные мишени.
27 марта с.г. в воздух был поднят третий прототип нового дрона РТ-3, а 19 мая – и первый серийный аппарат S-1.
Следует добавить, что 8 июля с.г. один из «Рейдеров» установил новый национальный рекорд – в ходе полета продолжительностью 25 часов 46 минут он достиг высоты 38039 футов (ок. 11594 м).
А 10 июля дрон, имея на борту полезную нагрузку 1360 кг, совершил полет продолжительностью 13 часов 24 минуты, большая часть которого прошла на высоте 30 тыс. футов (9144 м).
Будущее – за дронами-истребителями?
29 августа в ходе торжественной церемонии, проходившей в северо-западной области (иле) Турции Текирдаг в присутствии президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, национальным ВС был передан завершивший все испытания первый серийный беспилотник Akinci.
«Любой, кто хочет сдвинуть с места хотя бы крошечный камень в нашем регионе, сначала должен будет взглянуть на Турцию, получить ее согласие и оценить ее подход к миру и стабильности», – приводит слова турецкого лидера издание Daily Sabah.
При этом издание также отмечает со ссылкой на главного технического директора компании-разработчика Сельчука Байрактара, что в следующем, 2022-м, году в воздух должен подняться Bayraktar TB3.
Это усовершенствованный вариант беспилотника Bayraktar TB2, который сможет базироваться на новейшем турецком универсальном десантном корабле «Анадолу» (TCG Anadolu, L-400).
Будущий флагман ВМС Турции, который часто рассматривается даже как легкий авианосец, планируют передать флоту в 2020 году.
Он сможет нести до 50 беспилотников Bayraktar TB3, а также другую авиационную технику.
«18 лет назад мы работали над беспилотным самолетиком, который весил всего 5 кг. Сейчас у нас уже есть 5,5-тонный аппарат и мы интенсивно работаем над новыми технологиями», – с гордостью говорит генеральный директор компании-разработчика рассматриваемого дрона Халук Байрактар.
И действительно, успехам компании, всего за 20 прошедшей путь от первых попыток разобраться в том, как проектировать запускаемые с руки мини-дроны, до запуска в серию 5,5-тонного вооруженного аппарата, можно только позавидовать.
В турецкой англоязычной прессе компанию, кстати, уже называют не иначе как «drone magnate», то можно перевести как «магнат дронов».
Звучит громко, но вполне заслуженно.
Однако планы у турецких специалистов – еще более грандиозные.
«К 2023 году у нас будут беспилотные истребители», – утверждает Сельчук Байрактар.
Некоторые данные по нему были обнародованы летом с.г.
Впрочем, рассказ о машинах такого класса – а над ними в Турции кроме группы Baykar работают и специалисты компании TAI (проект Goksungur) – это уже тема отдельного материала. Равно как и рассказ о конкуренте Akinci - разведывательно-ударном дроне Aksungur разработки TAI.
Понравилась статья - ставьте лайк, а еще лучше - помогите каналу с развитием: статей будет больше:) Или поделитесь инвайтом на Пульс от Mail:)
Еще по теме
Статья о разведывательно-ударном БЛА Bayraktar TB2
Статья о разведывательно-ударном БЛА Anka
Док. фильм о разведывательно-ударном дроне Akinci
(© Видео с аккаунта Baykar Technologies на видеохостинге Youtube)