Найти тему

Akinci: как выглядит новейший турецкий крылатый дрон-киллер

Оглавление

Турецкие военные получили тяжелый беспилотник, способный нести управляемые авиабомбы и даже крылатые ракеты с дальностью пуска до 250 км

С благодарностью приму в дар инвайт на Пульс от Mail:)

Длительное время работы, ведущиеся в Турции в области беспилотной авиации, не вызывали пристального внимания специалистов. Достаточно сказать, что в «джейнсовском» справочнике «Unmanned Aerial Vehicles and Targets» десятилетней давности, в разделе «Турция» упоминалось всего о двух беспилотниках компании Turkish Aerospace Industries (TAI), тогда как, к примеру, в российском разделе этого труда можно было найти информацию о 27 дронах разного класса и назначения.

Однако после активного использования Анкарой разведывательно-ударных дронов национальной разработки в ходе операций в Сирии и Ливии и, самое главное, после масштабной информационной кампании, направленной на популяризацию их боевого применения в ходе недавнего конфликта в Закавказье, о турецких беспилотниках заговорили в буквальном смысле все: военные и авиационные эксперты, журналисты и простые обыватели.

БЛА "Байрактар ТВ2" (Иллюстрация из аккаунта группы Baykar в Twitter)
БЛА "Байрактар ТВ2" (Иллюстрация из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Ряд специалистов в этой связи даже оптимистично заявили о начале новой эры – «эры войн роботов».

Безусловно, последнее – это уже некоторый перебор, но зерно истины в этом есть: за относительно короткий промежуток времени Турция совершила резкий рывок в сфере разработки и боевого применения беспилотной авиатехники, быстро перейдя от закупки иностранных образцов к созданию и серийному выпуску собственных дронов малого, а затем и среднего класса.

Ну, а 29 августа с.г. турецкие военные получили первый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник национальной разработки, способный нести крылатые ракеты.

«Новый символ инженерных возможностей Турции, новый представитель нашей независимости в небе», – написал в Twitter президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по поводу передачи первого беспилотника тяжелого класса.
Передача ВС Турции первого серийного БЛА Akinci. Остальные три - это опытные машины (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
Передача ВС Турции первого серийного БЛА Akinci. Остальные три - это опытные машины (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

От автокомпонентов – к беспилотникам

Создатель нового разведывательно-ударного дрона – компания Baykar Makina – основана Оздемиром Байрактаром в 1984 году и вначале занималась выпуском автомобильных компонентов в рамках программы по созданию национального автопрома.

Лишь в 2000 году в компании впервые приступили к работам в сфере беспилотной авиации, которые резко активизировались после того, как это направление в Baykar Makina возглавил один из трех сыновей ее основателя – Сельчук Байрактар.

Под его руководством и был создан ставший всемирно известным разведывательно-ударный дрон Bayraktar ТВ2, чье название в переводе с турецкого означает «Знаменосец». Более подробно об этом аппарате я уже рассказывал ранее (см. здесь).

БЛА "Байрактар ТВ2" (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
БЛА "Байрактар ТВ2" (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Следующим же проектом в области беспилотной авиации, к реализации которого приступила компания Baykar Makina, стало создание большого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА), которому присвоили обозначение Bayraktar Akinci (далее – Akinci).

Название «Akinci» (произносится как «Акынджи») в дословном переводе с турецкого означает «Рейдер».

Именно так, кстати, называется и вид турецкой легкой кавалерии, хорошо проявивший себя в войнах прошлого.

Этот аппарат относится к классу HALE (High Altitude Long Endurance), т.е. высотных БЛА большой продолжительности (дальности) полета.

Благодаря своим тактико-техническим характеристикам и внушительной массе разнообразной полезной нагрузки, включая высокоточные авиационные средства поражения, он способен не только вести оперативно-тактическую и оперативно-стратегическую разведку, но еще и наносить мощные удары по наземным и, возможно, надводным целям противника, и даже атаковать воздушные цели (правда, судя по всему, не слишком скоростные и не защищенные).

Бесстрашный страж – так часто называют в турецких источниках новый разведывательно-ударный беспилотник.

«Akinci – это высокотехнологичная машина, – подчеркивает главный технический директор компании-разработчика Сельчук Байрактар в документальном фильме «Akinci», посвященном этому проекту и размещенном в аккаунте компании на Youtube. – В мире существует всего несколько стран, которые могут изготовить ЛА такого класса».

Этот фильм, кстати, готовился в течение 15 месяцев и за чуть более года после премьеры набрал уже более 5,3 млн просмотров, став настоящим техноблокбастером (ссылка на фильм - в конце статьи).

БЛА Akinci (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
БЛА Akinci (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Особенности конструкции и "рыбное" прозвище

Разведывательно-ударный БЛА Akinci построен по нормальной аэродинамической схеме, причем в его конструкции максимально широкое применение нашли различные современные композиционные материалы – в основном, видимо, углепластики, армированные кевларом.

Примечательно, что в турецкой прессе циркулирует своеобразное прозвище, якобы, данное новому дрону: «летучая рыба».

Причина, по которой оно было присвоено беспилотнику не сообщается, но надо сказать, что по своему внешнему облику он действительно чем-то напоминает тех настоящих обитателей моря, которые носят это название (кто не знает, летучие рыбы – это отдельное семейство лучеперых рыб отряда сарганообразных).

Фюзеляж дрона имеет изогнутую, так называемую S-образную форму, что вкупе с крылом типа «чайка» большого удлинения, имеющим шарклеты в концевой части, и придает беспилотнику вид, схожий с той самой летучей рыбой, о которой упомянуто выше.

Интересно, что формой фюзеляжа турецкий дрон очень напоминает разведывательно-ударный БЛА Yabhon United 40 Block 5/6 класса MALE (средней высоты и большой продолжительности полета), разработанный компанией ADCOM Systems из Объединенных Арабских Эмиратов.

Он не раз демонстрировался на различных авиационных и оружейных выставках, в том числе в России, и принят на вооружение в ОАЭ, Алжире и Египте.

Поскольку ранее неоднократно сообщалось, что в работе над этим дроном активное участие принимали украинские авиаконструкторы (об этом чуть позже), не исключено, что схожая в целом форма фюзеляжа, примененная на Akinci, может подтверждать информацию об активном участии в этом проекте представителей Украины.

Хвостовое оперение рассматриваемого беспилотника выполнено по классической схеме – включает вертикальный киль и горизонтальный стабилизатор, плоскости которого незначительно отклонены вниз.

Шасси – трехопорное убирающееся: носовая стойка убирается в фюзеляж вперед по полету в закрываемую створками нишу, а основные стойки – назад по полету в закрываемые створками ниши в фюзеляже.

Первый серийный Akinci отправляется в полет  (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
Первый серийный Akinci отправляется в полет (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Украинское «сердце» турецкого дрона

Силовая установка аппарата построена на базе двух турбовинтовых двигателей, приводящих во вращение пятилопастные воздушные винты.

На летных прототипах применены турбовинтовые двигатели АИ-450Т мощностью на взлетном режиме 450 л.с. каждый разработки украинского ГП «ЗМКБ «Прогресс» им. академика А.И. Ивченко».

Контракт на поставку 20 двигателей по цене 640-660 тыс. долл. за пару подписан в рамках офсетного пакета к соглашению о закупке Украиной партии беспилотников Bayraktar TB2: в 2018 году поставлено 4 двигателя, в 2019 году – 6, в 2020 году – 10 двигателей.

Однако еще в ноябре 2020 года новостной и аналитический ресурс Global Defense Corp. (www.globaldefensecorp.com) со ссылкой на главного технического директора компании-разработчика Сельчука Байрактара сообщил, что принято решение устанавливать на Bayraktar TB2 и Akinci двигатели турецкого производства.

А в январе 2021 года глава турецкой двигателестроительной компании TEI Махмут Акшит заявил в интервью СМИ, что на всех крупных турецких дронах, таких как Anka, Aksungur и Akinci, будут ставиться турбодизельные двигатели национальной разработки PD222 взлетной мощностью 220 л.с.

При этом вариант рассматриваемого нами беспилотника с такими двигателями получит обозначение Akinci-C.

В начале февраля 2021 года Сельчук Байрактар подтвердил в Twitter, что на производимых его компанией разведывательно-ударных беспилотниках отныне будут применяться двигатели турецкой разработки, которые отвечают всем требованиям (причем он отметил, что двигатель, прошедший испытания месяц назад, был не опытным, а серийным).

Речь шла об Akinci и Bayraktar TB2 (последний после оснащения новыми двигателями и системой спутниковой связи получит обозначение Bayraktar TB3).

Впрочем, пока не совсем понятно, как один и тот же двигатель может равно эффективно работать и на 3,3‑тонном беспилотнике Aksungur, разработанном компанией TAI, и на 5,5‑тонном Akinci.

Кстати, говоря о вкладе украинских специалистов в создание Akinci, следует отметить и вот что.

Опытные машины в цехе компании-разработчика (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
Опытные машины в цехе компании-разработчика (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Официально не подтверждено, но…

Предположительно, в разработке этого дрона принимали участие украинские специалисты, которые кроме двигателей предоставили турецким коллегам также некие композиционные материалы и поделились опытом в проектировании крупных летательных аппаратов.

В частности, сообщалось, что такое сотрудничество осуществлялось в рамках деятельности совместного предприятия в области высокоточного оружия и аэрокосмических технологий, созданного ГК «Укрспецэкспорт» (в составе ГК «Укроборонпром») и группой Baykar Defence в рамках соглашения, подписанного во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Турцию 8 августа 2019 года.

«Ударный беспилотный летательный аппарат нового поколения Akinci станет одним из первых проектов специального предприятия, образованного Государственной компанией «Укрспецэкспорт», входящей в состав «Укроборонпрома», и турецкой компанией Baykar Defence», – указывалось в этой связи в сообщении от 20 августа 2019 года, размещенном на сайте ГК «Укроборонпром».

«Ударный БПЛА нового поколения Akinci разрабатывается в соответствии с требованиями вооруженных конфликтов XXI века и предназначен, в первую очередь, для вооружения как турецких, так и украинских Вооруженных сил. Одно из главных его преимуществ – возможность наносить высокоточные удары таким же вооружением, которое используется на обычных самолетах. Речь идет о сверхмощных боеприпасах весом в сотни килограмм, – приводились в указанном сообщении слова гендиректора ГК «Укроборонпром» Павла Букина. – Это стало возможным благодаря использованию украинских двигателей, обеспечивающих большую грузоподъемность, скорость и высоту полета, экономичность и простоту эксплуатации».

Впрочем, официального подтверждения вкладу украинской стороны в создание нового разведывательно-ударного БЛА турецкая сторона не делала, так что явным участием Киева в проекте Анкары, хорошо видимым даже невооруженным глазом, можно считать все же предоставление турбовинтовых двигателей.

БЛА Akinci на испытаниях (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
БЛА Akinci на испытаниях (Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Искусственный разум «Рейдера»

Следует особо отметить, что установленная на Akinci современная система управления имеет трехкратное резервирование и позволяет ему уверенно осуществлять в полностью автономном режиме взлет, полет по маршруту и посадку.

Также дрон может работать в полуавтономном режиме или в режиме под полным контролем операторов, находящихся за рабочими местами в наземной станции управления.

Последняя может поставляться заказчику в трех вариантах исполнения: стационарном (оборудуется в помещении), в быстровозводимом укрытии и в мобильном варианте на шасси грузового автомобиля-трейлера.

Система связи – комбинированная: дуплексная система спутниковой связи (Dual SatCom System) и дуплексная система радиосвязи в зоне прямой видимости (Dual LOS Communication System).

Наличие уже изначально на борту БЛА системы спутниковой связи позволяет обеспечить надежное управление им на большой дальности.

Akinci будет оснащаться многоцелевой РЛС с АФАР, системой предупреждения столкновения в воздухе, оптико-электронной системой наблюдения и прицеливания CATS и сможет нести в базовом варианте еще и контейнер со средствами радиоэлектронной разведки, либо средствами радиоэлектронной борьбы или обеспечения (поддержки).

Все они, как утверждается, – национальной разработки и производства.

Благодаря наличию современной вычислительной системы, включающей шесть цифровых вычислительных машин (не говоря о почти 40 мини-компьютерах, отвечающих за работу различных подсистем дрона) и обладающей элементами искусственного интеллекта, беспилотник будет способен не только собирать при помощи своих бортовых систем различную информацию об окружающей обстановке, но и оперативно выполнять ее качественные обработку и анализ.

Кроме того, «искусственный разум» обеспечит дрону владение ситуацией по маршруту следования, в том числе позволит заблаговременно выявлять цели, классифицировать их и определять их точные координаты.

«Мы осуществляем научно-исследовательскую работу, направленную на то, чтобы самолет мог работать самостоятельно, – отмечал в этой связи в упомянутом фильме Толга Бююкязы, руководитель подразделения искусственного интеллекта и встроенных программных технологий в компании-разработчике. – Как подразделение объектного программного обеспечения и искусственного интеллекта, мы несем ответственность за интерфейс, что управляет ЛА, разными полезными нагрузками, приложениями для карт и видео в этом интерфейсе, а также делаем самолет умнее, используя изображения и сигналы в деятельности искусственного интеллекта».
(Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
(Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Длинные руки «Рейдера»

Согласно информации, представленной на сайте разработчика, Akinci будет иметь следующие характеристики:

  • максимальная длина – 12,2 м,
  • высота – 4,1 м,
  • размах крыла – 20,0 м,
  • максимальная взлетная масса – 5500 кг,
  • максимальная масса полезной нагрузки и вооружения – 1350 кг (в т.ч. внутри – 450 кг, а на восьми узлах внешней подвески – до 900 кг),
  • крейсерская скорость – 241 км/ч,
  • максимальная скорость – 361 км/ч,
  • рабочая высота – 9144 м,
  • максимальная высота – 12192 м,
  • продолжительность полета – не менее 24 часов.
(Фото с сайта компании Baykar Defence / www.baykardefence.com)
(Фото с сайта компании Baykar Defence / www.baykardefence.com)

Вооружение БЛА, размещаемое на внешней подвеске, может включать широкий спектр авиационных средств поражения:

  • крылатые ракеты SOM-A (стартовая масса – около 620 кг, дальность пуска – 250 км) разработки TUBITAK SAGE с инерциально-спутниковой системой наведения с коррекцией по рельефу местности и осколочно-фугасной боевой частью массой около 230 кг,
  • управляемые (УАБ) и корректируемые (КАБ) варианты обычных, "тупых", бомб серии Mk81, Mk82 и Mk83 с навесными комплектами наведения местной разработки,
  • малогабаритные КАБ с полуактивным лазерным наведением MAM-C (масса – 6,5 кг) с осколочно-фугасной и MAM-L (22 кг) с термобарической БЧ от Roketsan и Bozok от TUBITAK SAGE,
  • 94-кг УАБ MAM-T от Roketsan с инерциально-спутниковым и лазерным наведением,
  • ПТУР L-UMTAS и мини-ракеты Cirit (обе – с лазерной системой наведения, разработчик – Roketsan).

Беспилотник сможет нести и УР класса «воздух – воздух» типа Gokdogan с ИК ГСН и дальностью пуска 25-30 км или типа Bozdogan с активной РЛГСН и дальностью пуска до 65 км.

Обе разработаны TUBITAK SAGE по программе Goktug.

Замечу, кстати, что обычно TUBITAK SAGE характеризуют как «компания», но на самом деле за этим названием скрывается расположенный в Анкаре Научно-исследовательский институт оборонной промышленности (Savunma Sanayii Arastirma ve Gelistirme Enstitusu – SAGE), который организационно входит в контур управления Совета по научно-техническим исследованиям Турции (Turkiye Bilimsel ve Teknolojik Arastirma Kurumu – TUBITAK). Отсюда и его название – TUBITAK SAGE.

(Иллюстрация из аккаунта группы Baykar в Twitter)
(Иллюстрация из аккаунта группы Baykar в Twitter)

От первого полета до передачи заказчику – два года

Активные работы по сборке первого летного прототипа нового БЛА были начаты в первой половине 2019 года, а 27 июня прошла защита результатов этапа предварительного проектирования, в которой приняли участие представители компании-разработчика и ее партнеров, а также Вооруженных сил и оборонной промышленности Турции.

После этого программа перешла в заключительную фазу, а уже 2 августа на первом летном прототипе (PT-1) начался этап наземных испытаний, в ходе которого разработчик одним из первых испытал в виртуальном полете систему управления и другие основные системы беспилотника.

Наконец, 1 сентября на Bayraktar Akinci успешно прошла первая гонка двигателей, 19 октября беспилотник был отправлен автомобильным транспортом на базу в Чорлу (военный аэродром в провинции Текирдаг, где также расположен центр летных испытаний и подготовки персонала для этих БЛА), где 2 ноября он начал рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе аэродрома, а 6 декабря – поднялся в небо, совершив первый полет продолжительностью 16 минут.

«Это исторический момент для Турции. Мы работали днем и ночью для его осуществления, – отметил в этой связи гендиректор компании-разработчика Халук Байрактар. – Все основные системы и подсистемы на Akinci во время полета работали очень хорошо. Сейчас мы продолжаем отработку подсистем, анализ телеметрии, оптимизацию летных показателей и системы управления. Кроме того, в дальнейшем будут проводиться работы по интеграции (на борт БЛА) полезной нагрузки – от «умных» боеприпасов до систем радиоэлектронной поддержки, радара с активной фазированной антенной решеткой и системы спутниковой связи».
(Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
(Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Второй летный прототип PT-2 был облетан в августе 2020 года, причем 19 августа в ходе очередного испытательного полета он достиг высоты 20 тыс. футов (6096 м).

Ну, а 23 августа уже первый летный прототип PT-1 в ходе испытательного полета продолжительностью 3 часа 22 минуты поднялся на высоту 30 тыс. футов (9144 м).

Именно с него 22 апреля с.г. и были выполнены первые сбросы КАБ и УАБ MAM-C, MAM-L и MAM-T, успешно поразивших наземные мишени.

27 марта с.г. в воздух был поднят третий прототип нового дрона РТ-3, а 19 мая – и первый серийный аппарат S-1.

Следует добавить, что 8 июля с.г. один из «Рейдеров» установил новый национальный рекорд – в ходе полета продолжительностью 25 часов 46 минут он достиг высоты 38039 футов (ок. 11594 м).

А 10 июля дрон, имея на борту полезную нагрузку 1360 кг, совершил полет продолжительностью 13 часов 24 минуты, большая часть которого прошла на высоте 30 тыс. футов (9144 м).

(Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)
(Фото из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Будущее – за дронами-истребителями?

29 августа в ходе торжественной церемонии, проходившей в северо-западной области (иле) Турции Текирдаг в присутствии президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, национальным ВС был передан завершивший все испытания первый серийный беспилотник Akinci.

«Любой, кто хочет сдвинуть с места хотя бы крошечный камень в нашем регионе, сначала должен будет взглянуть на Турцию, получить ее согласие и оценить ее подход к миру и стабильности», – приводит слова турецкого лидера издание Daily Sabah.

При этом издание также отмечает со ссылкой на главного технического директора компании-разработчика Сельчука Байрактара, что в следующем, 2022-м, году в воздух должен подняться Bayraktar TB3.

Это усовершенствованный вариант беспилотника Bayraktar TB2, который сможет базироваться на новейшем турецком универсальном десантном корабле «Анадолу» (TCG Anadolu, L-400).

Будущий флагман ВМС Турции, который часто рассматривается даже как легкий авианосец, планируют передать флоту в 2020 году.

Он сможет нести до 50 беспилотников Bayraktar TB3, а также другую авиационную технику.

«18 лет назад мы работали над беспилотным самолетиком, который весил всего 5 кг. Сейчас у нас уже есть 5,5-тонный аппарат и мы интенсивно работаем над новыми технологиями», – с гордостью говорит генеральный директор компании-разработчика рассматриваемого дрона Халук Байрактар.

И действительно, успехам компании, всего за 20 прошедшей путь от первых попыток разобраться в том, как проектировать запускаемые с руки мини-дроны, до запуска в серию 5,5-тонного вооруженного аппарата, можно только позавидовать.

В турецкой англоязычной прессе компанию, кстати, уже называют не иначе как «drone magnate», то можно перевести как «магнат дронов».

Звучит громко, но вполне заслуженно.

Однако планы у турецких специалистов – еще более грандиозные.

«К 2023 году у нас будут беспилотные истребители», – утверждает Сельчук Байрактар.

Некоторые данные по нему были обнародованы летом с.г.

Впрочем, рассказ о машинах такого класса – а над ними в Турции кроме группы Baykar работают и специалисты компании TAI (проект Goksungur) – это уже тема отдельного материала. Равно как и рассказ о конкуренте Akinci - разведывательно-ударном дроне Aksungur разработки TAI.

Перспективный реактивный беспилотный истребитель - следующий проект группы компаний Baykar (Иллюстрация из аккаунта группы Baykar в Twitter)
Перспективный реактивный беспилотный истребитель - следующий проект группы компаний Baykar (Иллюстрация из аккаунта группы Baykar в Twitter)

Понравилась статья - ставьте лайк, а еще лучше - помогите каналу с развитием: статей будет больше:) Или поделитесь инвайтом на Пульс от Mail:)

Еще по теме

Статья о разведывательно-ударном БЛА Bayraktar TB2

Статья о разведывательно-ударном БЛА Anka

Док. фильм о разведывательно-ударном дроне Akinci

(© Видео с аккаунта Baykar Technologies на видеохостинге Youtube)