Будучи в "Царском Селе" (имеется ввиду музей-заповедник в Пушкине) и прогуливаясь по территории Екатерининского парка мы вышли к великолепной "хижине отшельника", расположенной на "острове" в восточной части парковой зоны - павильону "Эрмитаж", построенному в период с 1743 по 1753 гг. Автором первоначального проекта "хижины отшельника" (так с французского переводится слово "эрмитаж") являлся архитектор М.Г. Земцов, однако, впоследствии, к строительству павильона, предназначенного для отдыха и обеда царствующей персоны в узком кругу избранных, подключился Ф. Растрелли, который внес кардинальные изменения в проект. В результате многолетней деятельности многих известных и знаменитых мастеровых на "свет" появилось "истинно царски украшенное " строение, которое сейчас и находится перед нами.
"Рабочее" пространство павильона состоит из центрального зала
(плафон, который украшает работа Д. Валериани "Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу".
Также работы этого автора можно увидеть и в простенках между окнами
над искусно выполненными зеркалами);
и четырех галерей (расположены по диагоналям зала),
каждая из которых заканчивается отдельным кабинетом, в которых велись беседы тет-а-тет.
Но вернемся в центральный зал и обратим внимание на великолепный паркет,
который вдруг на наших глазах пришел в движение
и спустя некоторое время
перед нами появился стол на пять персон,
больше напоминающий сказочную скатерть-самобранку.
Когда центральная часть стола была сервирована -
настала очередь и для порционных блюд. Гид подходит к "тарелке", на краю которой располагается зафиксированный металлический футляр с бумажкой и карандашом внутри. Подписывает на бумажке блюдо из "ресторанного" меню, сворачивает бумажку трубочкой, укладывает ее в футляр и дергает за него.
"Тарелка" моментально уходит вниз
и вскоре перед нами появляться заказ.
А спустя небольшой промежуток времени весь стол уже накрыт изысканными блюдами, согласно предпочтениям клиентов.
Аналогичная система "сервировки" функционировала и на главном столе - если к нему повнимательнее присмотреться, то можно обнаружить зоны "маневрирования".
Императрица любила пребывать в Эрмитаже и ей нравилось удивлять своих гостей этим инженерным нововведением, позволяющим, с одной стороны, полностью изолировать себя и приглашенных от прислуги, а, с другой - в случае необходимости - достаточно быстро превратить столовую в танцевальный зал (все столы опускались вниз).
Этажом ниже находилось "сервировочное" помещение.
Здесь располагались столы с готовыми людами
и когда поступал заказ от клиента необходимое блюдо быстро устанавливалось на его "тарелку" и поднималось вверх.
Поскольку конструкция "подъемника" была достаточно громоздкой, то ее механизмы занимали еще один этаж (нижний).
Все "столовые" механизмы Эрмитажа функционируют и по сей день, однако последний раз (официально) главный стол сервировался по полной программе (впервые после 1917 г.) в 2010 г., когда на открытии павильона (после реставрационных работ) присутствовали Путин с Медведевым.
Завершить наше знакомство с "хижиной отшельника" нам поможет немецкий теоретик садоводства Кристиан Кей Лоренц Хиршфельд, который сказал :
"...таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям..."
Подписывайтесь на наш канал и Вы всегда будете в курсе наших новых публикаций, посвященных историческим достопримечательностям нашей страны.
Источники информации:
1. Материалы Государственного музея-заповедника "Царское Село".