Найти в Дзене

Исторический парк в Кронштадте, о котором почти никто не знает

Небольшой по площади остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, богат достопримечательностями. Многие из них известны на весь мир, как, например, Морской Никольский собор.

О созданном совсем недавно парке "Остров фортов" тоже писали и пишут многие издания. Но есть в Кронштадте почти неизвестные широкой публике, но интересные с точки зрения истории, места. Например, Комплекс береговых батарей Кронштадтской крепости, в котором мы недавно побывали.

Парк этот - большой и бесплатный, и очень жаль, что он не пользуется популярностью. В выходной день мы были единственными его посетителями. Хотя, возможно, людей просто испугала морозная снежная погода.

Парк создан энтузиастами,членами общественных организаций и просто людьми, неравнодушными к сохранению культурного наследия.

Сразу при входе можно увидеть железнодорожные раритеты. Сначала - дрезину.

Потом - фрагмент узкоколейки с цистерной и платформой. Они использовались для перевозки грузов между многочисленными береговыми фортами и укреплениями Кронштадта.

Рядом находится памятник "Бронепоезду №9 КБФ". Решение о строительстве этого поезда было принято в сентябре 1941 года. В Кронштадте он должен был выполнять роль передвижной зенитной батареи.

На трёх платформах были установлены три полубашенных 76-миллимитровых орудия, снятых перед этим с затонувшего на Восточном рейде эсминца "Стерегущий".

На бронепоезд можно подняться и осмотреть его изнутри.

Во время войны на бронепоезде размещались главный командный пункт, радиостанция, трёхметровый дальномер, также снятый со "Стерегущего", счетверённый зенитный пулемёт, пулемёт ДШК и два скорострельных авиационных пулемёта. Для управления зенитным огнём на нём был установлен специальный прибор.

Осмотрев железнодорожную технику, мы отправились по глубокому снегу дальше в парк.

В советское время на этом месте были размещены объекты ПВО Краснознаменного Балтийского флота, и территория парка была закрытой. Но с 2014 года комплекс военными больше не используется.

Как только военные покинули территорию комплекса, сюда устремились вандалы. Они демонтировали металлические ангары, уничтожили некоторые элементы оригинального оборудования батарей, однако совместными усилиями общественности и КГИОП разграбление удалось остановить.

И сейчас в парке можно увидеть комплекс из нескольких батарей Кронштадтской крепости. Их начали строить в 1856 году, в конце Крымской войны. В состав комплекса входят Южная мортирная батарея, мортирные батареи № 1 и №2 и пушечная батарея "Демидов". Её-то мы и отправились осматривать.

Каземат для керосинового двигателя батареи "Демидов". 1902-1905 г. Фото автора
Каземат для керосинового двигателя батареи "Демидов". 1902-1905 г. Фото автора

Сначала нашему взору предстал каземат для керосинового двигателя, а за ним виднелся стационарный киот батареи. Икона Святого апостола Андрея Первозванного буквально утопала в снегу, а на киоте были видны следы от снарядов, которые остались после обстрела батареи "Демидов" в ходе мятежа на форте "Красная Горка" в июне 1919 года.

Мы поднялись наверх, чтобы осмотреть всю батарею.

Укрепления  времён Крымской войны были усилены в 1863 году в связи с обострением международной обстановки и с подавлением восстания в Польше. Именно тогда батарея "Демидов" была перестроена в редут. Впереди передовых "шанцев" выкопали водяной ров, так что здесь образовалась полноценная сухопутная линия обороны.

Все четыре батареи соединялись друг с другом земляными валами, служащими одновременно стрелковыми позициями и прикрытием коммуникаций вдоль острова.

Были созданы и кирпичные сооружения – пороховые погреба и помещения для гарнизона.

Но с появлением фугасных снарядов первоначальные кирпичные постройки оказались неэффективными, и началось бетонное строительство укреплений.

Основной объем работ был произведен в 1895 и 1896 годах. Достройкой батареи руководил военный инженер капитан Леонид Петрович Капица, отец известного ученого-физика Петра Леонидовича Капицы.

Следующий этап строительства бетонных укреплений на острове начался в 1902 году.Но из-за одновременного строительства всех четырех батарей и недостатка средств к началу Русско-японской войны (1904–1905) они всё ещё не были достроены.  Батарея "Демидов" и Южная мортирная были закончены и сданы в крепостное инженерное управление только 9 мая 1906 года.

Все четыре батареи сохранились с тех пор и до наших дней практически в неизменном виде. А с осени 2017 года здесь силами Западного военного округа ведутся работы по созданию Парка  культуры и отдыха ЗВО. На территории уже расположена экспозиция, посвящённая противоздушной обороне блокадного Ленинграда.

Также здесь находится выставка военной техники.

Кронштадт. Комплекс береговых батарей Кронштадтской крепости. Фото автора
Кронштадт. Комплекс береговых батарей Кронштадтской крепости. Фото автора

Все объекты Комплекса береговых батарей Кронштадтской крепости открыты круглосуточно для посещения и бесплатны.

Возможно, что в парке проводятся какие-то мероприятия, но, к сожалению, информацию об этом мы не нашли. И не успели осмотреть другие батареи. Поэтому обязательно вернёмся сюда ещё в тёплое время года, чтобы осмотреть всё более детально.

Координаты входа в парк: 60.018445, 29.687813

Использованы материалы статьи "Укрепления Кронштадтской крепости на острове Котлин. Прошлое и настоящее" (авторы: С. А. Воробьёв Р. В. Шапошник), опубликованной на сайте https://www.visit-saint-petersburg.ru

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: