Найти в Дзене

Минное оружие в Курской битве

Поздравляем с 23 февраля

Оборона курского выступа была возложена на войска двух фронтов: Центрального — на северном направлении, Воронежского — на южном. Их возглавляли генерал армии К.К. Рокоссовский, генерал армии Н.Ф. Ватутин.

Немецкое командование планировало «срезать» выступ силами групп армий «Центр» и «Юг». Командующие этих объединений фельдмаршалы Г. Клюге и Э. Манштейн должны были сосредоточить для проведения операции свои лучшие и наиболее комплектные соединения.

13-я армия генерал-лейтенанта Н.П. Пухова, входившая в состав Центрального фронта, обороняла участок протяженностью 34 км от Красной Слободы до Ясной Поляны [Журнал боевых действий ЦФ за июль 1943 г. с. 5]. Местность в первой полосе обороны характеризовалась наличием большого количества балок и оврагов, а также мелких (от 0,3 до 0,6 м) ручьев и речушек. Поймы рек и речушек почти повсеместно заболочены и труднопроходимы вне мостов и бродов. Вершины высот вытянутой формы с пологими склонами. Пересеченный характер местности облегчал скрытное сосредоточение войск для нанесения удара.

На расстоянии примерно 10 км от передовой рельеф несколько менялся: заметно сокращалось количество балок и оврагов, проходимость для танков улучшалась особенно вдоль рек Полевая Снова и Снова, но при этом ими же и ограничивался маневр подвижных соединений. Командование 13-й армии считало именно это направление наиболее пригодным для действия танковых соединений противника. Дорожная сеть в полосе обороны армии была развита хорошо и состояла из железной дороги Курск-Возы-Поныри, грейдерных дорог:

1. Дросково-Малоархангельск,

2. Поныри-Ольховатка,

3. Малоархангельск-Луковец-Щигры,

4. Молотычи-Возы.

Кроме того, существовало большое число проселочных дорог, которые были проезжими в летнее время. Это давало возможность организовать рассредоточенное движение войск по параллельным дорогам, уменьшая риск воздействия авиации противника и улучшая снабжение советской группировки. [Материалы по изучению опыта боевых действий 13 А с 26.01.43 по 26.09.1943 г. с. 109].

Населенные пункты образовывали густую сеть сёл, деревень и хуторов, которые, сливаясь друг с другом, растягивались вдоль рек на десятки километров. Такая ситуация сложилась, например, с селениями Широкое Болото, 1-е Поныри, 2-е Поныри. Несмотря на скудную растительность и отсутствие крупных лесных массивов, на полях к июлю 1943 г. рожь поднялась почти в рост человека, что способствовало скрытному перемещению пехоты на поле боя.

В ходе подготовки к проведению операции войска 13-й армии имели задачу организовать жесткую оборону с целью отражения возможных ударов противника на трёх направлениях:

1. Малоархангельск-Лины на правом фланге,

2. Вдоль железной дороги на Поныри-Курск в центре боевых порядков,

3. В районе Ольховатка-Фатеж на левом фланге.

Для решения поставленной задачи создавались три армейские полосы обороны. Первая из них проходила от рощи в 2 км северо-западнее д. Верхняя Гнилуша до д. Красная Заря. Она состояла из четырёх дивизионных полос обороны.

Вторая полоса проходила через Нижнюю Гнилушу, Малоархангельск, Поныри, высоту 238,5 м. Ее протяженность оставляла 47 км, где оборонялись 4 стрелковые дивизии (сд).

Третья (тыловая) полоса обороны тянулась от Архарово до Ольховатки.

Передний край главной полосы обороны был надежно прикрыт развитой системой инженерных заграждений. Глубина и плотность заграждений не были равномерными, т. к. учитывались наиболее вероятные направления ударов противника. Особое внимание уделялось центру и левому флангу 13-й армии.

Всего к 4 июля 1943 г. было установлено 254 противотанковых минных поля (50755 мин), 189 противопехотных минных полей (23805 мин), 25 смешанных минных полей, 919 фугасов, 35,2 км проволочных заграждений, 10,7 км электропрепятствий. [Материалы по изучению опыта боевых действий 13 А с 26.01.43 по 26.09.1943 г. с. 111].

Именно такая плотность инженерных заграждений впоследствии стала настоящим эталоном для строительства глубокоэшелонированной обороны на угрожаемом участке фронта.

Какие же мины были наиболее распространенными в Красной армии того периода времени?

Конечно же, это легендарные ПМД-6!

Противопехотная мина
Противопехотная мина

Готовясь к грядущей войне, советские военачальники в тридцатых годах заказывали промышленности разработку новых видов вооружения и техники. В силу некоторых причин военные были вынуждены требовать оружие с минимально возможной стоимостью, что позволило бы с приемлемыми затратами производить его в больших количествах, а также выпускать даже в сложных условиях военного времени. Одним из подобных образцов дешевого, но эффективного оружия, созданного за несколько лет до начала войны, стала противопехотная мина ПМД-6.

Она получила простой деревянный корпус, состоявший из двух частей. Все основные детали боеприпаса помещались в небольшой вытянутый ящичек, который сверху накрывался крышкой. Крышка должна была выполнять функции датчика цели, для чего ее расположили на оси, расположенной в задней части мины. Важной особенностью конструкции корпуса была возможность изготовления всех деталей из имеющихся пиломатериалов.

Общий вес изделия колебался в пределах 550-600 г. Этого было достаточно, чтобы надолго вывести из строя или даже убить вражеского бойца. Взрываясь непосредственно под ногой противника, мина ПМД-6 наносила тяжелейшие повреждения конечности, вплоть до травматической ампутации. Взрывная волна и осколки корпуса оказывали дополнительное воздействие на противника. В случае несвоевременного оказания первой помощи пострадавший был обречен. Смерть наступала от большой кровопотери и болевого шока.

Мины ПМД-6 в деревянном корпусе можно было устанавливать в грунт и на грунт, в снег и т. д. Срок службы ограничивался только временем размягчения и разложения корпуса. Обычно мины этой модели могли сохранять свои свойства в течение нескольких месяцев.

Любопытной особенностью подобных мин был тот факт, что разрушение корпуса не делало их безопасными. Изделия ПМД-6 не оснащались элементами неизвлекаемости. Тем не менее, чувствительный взрыватель не позволял саперам противника обезвреживать такие мины.

Расчистка минных полей с минами ПМД-6 могла осуществляться только путем подрыва обнаруженных боеприпасов. Вручную обезвреживать такие мины запрещалось всеми наставлениями.

Для проведения оборонительной операции 13-я армия располагала 12 сд, 5 пушечными артполками (ПАП), 8 артиллерийскими минометными полками (АМП), 6 легкими артполками (ЛАП), 6 гаубичными артполками (ГАП), 2 тяжелыми гаубичными бригадами (ТГБр), 2 бригадами орудий большой мощности, 3 самоходными артполками (САП), 1 истребительно-противотанковым артполком (иптап), 2 зенитными артдивизиями (зенад), 1 зенитным артполком ПВО, 1 гвардейской минометной дивизией (ГМД), 5 гвардейскими минометными полками (ГМП), 2 инженерными бригадами, 1 инженерным батальоном, 1 танковой бригадой (тбр), 5 отдельными танковыми полками, 1 отдельным дивизионом бронепоездов (одбп). [Материалы по изучению опыта боевых действий 13 А с 26.01.43 по 26.09.1943 г. с. 112].

К началу боев в 13-й армии насчитывалось 133715 человек, 1592 орудия (с учетом 32 зенитных), 1512 минометов (без учета 50-мм), 216 танков, 4004 ручных пулемета, 1291 станковый пулемет. [Сведения о численном и боевом составе боевых частей Центрального фронта с. 9].