Найти в Дзене
О Москве нескучно

История Дмитровского шоссе: самая невезучая магистраль Москвы

Оглавление

Правда ли, что через шоссе могло пройти новое московское кольцо и даже крупный водный канал? Что изменила в магистрали Олимпиада 1980 года? Неужели до 1960-х годов здесь не было нормального общественного транспорта? И почему так долго местным жителям пришлось ждать собственную линию метро? Об этом и не только расскажу сегодня.

Это вторая часть из цикла статей об истории Дмитровского шоссе. Если вам интересно начало повествования, то можете перейти по ссылке в конце этой статьи.

Грандиозные планы

Генеральный план развития Москвы 1935 года предусматривал, что в районе современного Дмитровского шоссе пройдёт новое кольцо. Тогда оно получило название "Парковое", так как должно было соединить главные зелёные массивы столицы: Измайловский, Сокольники, Останкинский, Тимирязевский и др. Планировалось, что магистраль будет пересекать Дмитровское шоссе там, где сейчас находится станция #метро "Тимирязевская".

Парковое кольцо (самый большой круг) на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. Картинка из Википедии.
Парковое кольцо (самый большой круг) на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. Картинка из Википедии.

Существовал проект и ещё одной трассы - водной. Вдоль современного Красностуденческого проезда хотели проложить канал. Он должен был соединить Химкинское водохранилище с рекой Яузой. В Генплане водная артерия получила название "Северный канал". Начинался бы он в районе современной Выборгской улицы, затем проходил через Тимирязевский парк, потом вдоль Красностуденческого проезда и улицы академика Комарова. Далее впадал бы в реку Каменку, а уже дальше - в Яузу.

Северный канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. Картинка из Википедии.
Северный канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. Картинка из Википедии.

Однако Дмитровскому шоссе снова не повезло. Планы в жизнь не воплотили. Уж слишком грандиозной оказалась идея. Технические сложности, а также необходимость сноса большого количества застройки и возведения новой инфраструктуры оборвали полёт мысли советских архитекторов. В наши дни #дмитровское шоссе устроено таким образом, что реализовать идеи Генплана 1935 года уже не представляется возможным.

Олимпийское наследие

Толчком к дальнейшему развитию Дмитровского шоссе стала  #олимпиада-80 . Благодаря ней проезжую часть расширили, пусть и за счёт уничтожения разделительного газона. Кроме того, появилось одно из самых ярких и заметных сооружений магистрали - гостиница "Молодёжная". Современный адрес: Дмитровское шоссе, 27к1.

Строительство гостиницы "Молодёжная", 1978.
Строительство гостиницы "Молодёжная", 1978.

Построили комплекс зданий в 1979 году, чтобы увеличить гостиничный фонд Москвы. Ведь ожидалось большое количество туристов. А так как приезжать они должны были из зарубежных стран, то и номера требовались современные и комфортные. Чтобы не ударить в грязь лицом. #Архитектура "Молодёжной" весьма оригинальна. Окна, балконы, а также отделка самого фасада имели несколько футуристичный вид. Три 24-этажных высотки расположили на общем стилобате.

Внутри находилось 414 номеров, которые могли принять до 1560 гостей. Одноместные апартаменты не предусматривались. Максимум на что можно было расчитывать - проживание вдвоём в номере с одной комнатой. Развлекательной составляющей гостиницы являлись конференц-зал, ресторан, кафе самообслуживания и киноконцертный зал, оснащённый системой синхронного перевода. Сейчас в зданиях также размещается гостиница. Называется "Парк Тауэр" и гордо носит четыре звезды. Правда снаружи здания отреставрировали, отделав синей плиткой. И теперь они смотрятся уже не так оригинально.

Гостиница "Молодёжная" после реконструкции. Фото отсюда: https://северная-линия.рф/2018/06/02/Гостиница-Молодёжная/
Гостиница "Молодёжная" после реконструкции. Фото отсюда: https://северная-линия.рф/2018/06/02/Гостиница-Молодёжная/

Транспортный игнор

Долгое время никому не было дела не только до самого Дмитровского шоссе, но до его транспортной инфраструктуры. Первый постоянный автобусный маршрут появился здесь только в 1932 году. Через пять лет открылся ещё один. Но на этом всё закончилось. Даже после Великой Отечественной войны ситуация мало изменилась. Просто двум прежним маршрутам присвоили другие номера и чуть изменили пункты следования.

Автобус ЗИЛ-158 в районе современного Красностуденческого проезда, 1957.
Автобус ЗИЛ-158 в районе современного Красностуденческого проезда, 1957.

Полноценное развитие общественного транспорта на Дмитровском шоссе началось в 1960-х. #Москва стала больше за счёт присоединения всего, что оказалось в черте МКАДа. Началось массовое жилое строительство в районах, которые сегодня называются Восточное Дегунино, Бескудниковский и Дмитровский. Поэтому сразу же появились три новых автобусных маршрута. В 1966 на линию вышли троллейбусы №56 и 47. На последнем можно было доехать до метро "Маяковская".

Троллейбус около Бутырского путепровода, вид в сторону путепровода Руставели и начала Дмитровского шоссе, 1966.
Троллейбус около Бутырского путепровода, вид в сторону путепровода Руставели и начала Дмитровского шоссе, 1966.

Однако всех указанных мер не хватало. Дмитровскому шоссе требовались собственные станции метрополитена. Интересно, что линия в этом направлении появлялась ещё в перспективных схемах 1960-х годов.

Но по каким-то причинам ничего делать не стали. Продолжалось всё это и в 1970-х. Разработали проект Тимирязевского радиуса от "Библиотеки им. Ленина" через Савёловский вокзал до современного района Восточное Дегунино. С ответвлением в Отрадное и Лианозово. Однако и в этот раз по непонятным причинам строительство так и не начали. Вплотную заниматься вопросом стали только в середине 1980-х.

Строительство станции "Петровско-Разумовская", 1988-1990.
Строительство станции "Петровско-Разумовская", 1988-1990.

Но к тому времени ситуация несколько изменилась: соседним районам Бибирево и Отрадное метро оказалось нужнее. Поэтому от "Петровско-Разумовской" линия уходила немного на восток. Участок до "Отрадного" начал работать в 1991 году. Через год открылись "Бибирево" и "Алтуфьево".

Вид на Дмитровское шоссе в сторону центра с гостиницы "Молодёжная", 1991.
Вид на Дмитровское шоссе в сторону центра с гостиницы "Молодёжная", 1991.

Как видите, жители участка Дмитровского шоссе после пересечения с Октябрьской железной дорогой вновь остались не у дел. Метро им пришлось ждать очень долго. Лишь в 2018 году открылся участок Люблинско-Дмитровской линии до станции "Селигерская", которая находится в Бескудникове. Сейчас продолжается строительство линии на север. Планируется открыть ещё парочку станций до 2023 года.

Об участке Дмитровского шоссе от метро "Петровско-Разумовская" до МКАДа я расскажу в следующей статье.

Если вы хотите узнать, как развивалась #история первого участка Дмитровского шоссе от улицы Руставели до Красностуденческого проезда, то можете прочитать предыдущую статью:

История московского шоссе, до которого долгое время никому не было дела

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!