Сегодня хотелось бы поговорить про убитую трамвайную систему нашего любимого города. К сожалению, в конце 90-х одна из старейших трамвайных систем России была варварски уничтожена и, увы, никаких перспектив на восстановление в обозримом будущем не предвидеться.
Краткая история
Ростовский легкорельсовый городской транспорт появился в далеком 1887 году. Тогда система представлял из себя конку. Проектом занимались бельгийцы, поэтому городу досталась уникальная в России "европейская" колея в 1435 мм. В 1902 году на линию вышли первые электрифицированные вагоны. К 1925-му система насчитывала уже 6 маршрутов.
Трамвай пережил Войну, активно развивался, достигнув пика в средине 60-х. Но потом случилась беда. Однако распад СССР поставил крест на некогда крупнейшей трамвайной сети.
Современное положение
Сейчас Ростовский трамвай для гостей города хоть и выглядит презентабельным - новые вагоны «City star», постоянно присутствующие на вокзале вагоны. Но это лишь красивая картинка, скрывающая агонию загубленного экотранспорта. Начнем с очевидных минусов.
1) Убитое полотно
Качество путей оставляет желать лучшего. Местные, наверняка, видели как нелепо выглядит ручной (!) перевод стрелок на Горького/Буденновском. И это в Южной столице в XXI веке! Если же сесть на 7-ку и поехать на Западный Вас ожидает удивительное путешествие со скоростью в 25 км/ч по разбитым улицам Ленгородка. И это с условием, что вагоны ходят в разы реже автобусов. Тоже самое можно сказать про поездку в район Рубина на Крепостной.
2) Бесполезность имеющейся сети
Сейчас трамвай дублирует уже существующие удобные маршруту автобусного транспорта. На Западный и Сельмаш проще доехать на разнообразных автобусах, которые ходят каждые 3 минуты. Зачем ждать и трястись по разбитым путям? Ради экономии 5 рублей? Бред.
Посмотрите на старую схему. Раньше был отличный маршрут №12, который соединял Комсу и Центр. Сейчас даже на автобусах невозможно проехать по этому направлению без пересадок. Автомобилизация в действии...
3) Перспектив нет
Многие урбанисты считают, что метро регионом не нужно. В этом есть доля здравого смысла. Альтернатива - скоростной трамвай. Можно ли в будущем рассчитывать, на появление «СТ» в Южной столице? Точно нет.
Основополагающее для скоростного трамвая это выделенные линии с минимальным пересечением. Сейчас же 90% маршрутов идут по улицам с плотным автомобильным трафиком. Как в современных реалиях на основе уже имеющихся линий можно организовать скоростное движение на Северный? Никак. Кадастровые переделки и частная собственность поставит крест на грандиозных планах. Единственный выход – полный демонтаж путей и развитие троллейбусной системы. Благо, что хоть с ней в городе особых проблем нет.
Заключение
Увы, сейчас Ростовский трамвай, на мой взгляд, самый плачевный из всех систем на юге России. Вспоминая Краснодарских "летунов", становится обидно за Южную Столицу. А Волгоградский "метротрам"? Даже вымирающий Волгоград довольствуется скоростным трамваем. Что уже говорить, если и провинциальная Пятигорская узкоколейка составляет неплохую конкуренцию местным гнилым маршруткам, несмотря на старые вагоны и разбитое полотно.
А что Вы думаете по поводу нашего трамвая?