Спрос на автономные транспортные системы (АТС) растёт по мере того, как крупные горнодобывающие компании начинают внедрять беспилотную технику для повышения эффективности, безопасности и обслуживания горных работ. Следует обратить внимание, что это именно система, включающая не только беспилотную технику и грузовики, но и средства связи, передачи данных и т.д.
Беспилотная техника – подарок для горной промышленности
АТС позволяют горнодобывающим компаниям повысить безопасность и общую производительность на рудниках. Эта технология автоматизирует перевозку грузов и снижает риск травматизма на шахтах и в рудниках за счет минимизации количества людей,задействованных непосредственно на горных работах. К плюсам также относят практически круглосуточный режим работы автономной техники, а в случае применения электромобилей - сокращение выбросов и расходов на ГСМ.
Ведущие производители беспилотной техники, предназначенной для горнодобывающие отрасли
Caterpillar
Это глобальный производитель строительной техники и оборудования, базирующийся в США.
В мае 2020 года компания Caterpillar зарегистрировала два миллиарда тонн грузов, перевезенных с помощью своей системы автономных грузовиков Command.
Система была запущена в промышленную эксплуатацию в 2013 году, а к настоящему времени цифры приблизились к 2,5 млрд тонн.
Более 350 беспилотных грузовиков Cat эксплуатируются на объектах по всему миру. Автономная транспортная система поддерживает круглосуточную работу более чем на девяти объектах.
Автономный парк компании включает грузовики Cat 789D, 793D, 793F и 797F, а также парк электрических карьерных самосвалов Komatsu 930E. Последняя модель автономного грузовика с электроприводом переменного тока - Cat 794. Он способен нести полную полезную нагрузку в 320т, причем на скоростио даже выше чем у "одноклассников".
Fortescue Metals Group (FMG) и BHP являются двумя крупнейшими заказчиками автономных транспортных решений Caterpillar.
BHP внедрила беспилотный транспорт на своем железорудном месторождении Jimblebar в Пилбаре, где обычные самосвалы были полностью заменены на автономные грузовики.
Золотой рудник Newmont Boddington в Австралии, обслуживаемый грузовиками Cat 797F CMD, станет первым в мире открытым золотым рудником с парком автономных самосвалов.
Komatsu
Японская многонациональная компания Komatsu, для эффективного управления шахтами, предлагает Автоматические транспортные системы собственной разработки. Эта технология сочетает в себе электроприводные тягачи Komatsu с системой управления диспетчерским парком Modular Mining и позволяет погрузчикам, грейдерам и бульдозерам взаимодействовать друг с другом для оптимизации работы шахт.
Оснащенные глобальными навигационными спутниковыми системами позиционирования, интегрированными контроллерами и современными датчиками, тягачи с поддержкой АТС могут управляться из единого центра управления.
Беспилотный транспорт компании Komatsu был впервые внедрен на медном руднике Codelco Gabriela Mistral (Gaby) в Чили в 2008 году. Горнодобывающие компании, внедряющие технологию FrontRunner, на сегодняшний день вывезли более 3,5 миллиардов тонн породы.
В 2019 году компания заключила соглашение на посмтавку 37 электрических самосвалов ультра-класса 930E на железном руднике Carajás (принадлежит горнодобывающей компании Vale) в Бразилии.
Жругой горный гигант - Rio Tinto - заказал 29 комплектов для модернизации стандартных грузовиков Komatsu 830E, работающие в настоящее время на шахте Brockman 4 в регионе Пилбара.
Hitachi
Hitachi начала испытания беспилотной техники на угольной шахте Meandu австралийской энергогенерирующей компании Stanwell в восточной Австралии в 2013 году. Уже в апреле 2015 года компания обнародовала планы по разработке АТС в сотрудничестве со своей дочерней компанией Wenco International Mining Systems.
Испытания в Меанду были успешно завершены в 2017. Компания достигла соглашения с Whitehaven Coal о совместном проектировании и развертывании автоматической транспортной системы на угольной шахте Maules Creek на северо-западе Нового Южного Уэльса, Австралия (июлю 2018 года). Первоначальный объем работ включал поставку и ввод в эксплуатацию АТС для парка грузовых автомобилей Hitachi EH5000AC3. В мае 2020 года Hitachi и Rajant успешно реализовали проект на угольной шахте в Австралии.
Решение от Hitachi использует интеллектуальную систему карьерных самосвалов и систему управления автопарком, предоставляемую компанией Wenco. Помимом этого Hitachi включила в свою систему автоматического контроля железнодорожный транспорт.
Scania
Scania и Rio Tinto тестируют автономный грузовик нового поколения на месторождении Dampier Salt в Западной Австралии. Первый этап испытаний начался в августе 2018 года с использованием автономного самосвала Scania XT 8×4, который работал отдельно от основной техники.
Scania анонсировала концепцию автоматизированной перевозки грузов без кабины водителя для горных работ в сентябре 2019 года. Известный как Scania AXL, полностью автономный грузовик без кабины был впервые продемонстрирован в октябре 2019 года.
Volvo
Volvo достигла соглашения о внедрении автономного решения для транспортировки известняка из открытого карьера Brønnøy Kalk в Вельфьорде, Норвегия, в близлежащий порт в ноябре 2018 года. Испытания беспилотных грузовиков Volvo FH проводились в 2018 году. Соглашение о коммерческом использовании автономных грузовиков стало первым для Volvo Trucks.
АТС компании, предлагающая транспортное решение TARA, включает в себя аккумуляторный электрический автономный тягач TA15. Оснащенный GPS, лидаром и датчиками, бескабельный грузовик может объезжать препятствия и поддерживает связь с другими грузовиками TA15 для обеспечения оптимальной загрузки и повышения эффективности транспортировки.
Volvo Group также осуществляет исследовательский проект по разработке полностью автономного грузового решения для горнодобывающей промышленности. Самоуправляемый грузовик FMX - это проект, реализуемый в партнерстве с Saab. Ранее он был испытан на шахте Кристинеберг в Швеции на глубине более 1300 метров под землей.
Sandvik
Шведская инжиниринговая компания Sandvik запустила AutoMine for Trucks - решение для автономных рамповых перевозок при подземной добыче полезных ископаемых - в марте 2020 года. Это решение предлагает автономное обслуживание грузовых перевозок как в подземных, так и в надземных условиях. Его интеллектуальная технология обслуживания и управления позволяет грузовикам переключаться между подземным и наземным системами навигации в режиме реального времени.
Внедрение автоматики для грузовых автомобилей требует создания необходимой инфраструктуры на шахтах. Компания уже внедрила более 40 автономных погрузочных систем в Австралии.