Читатель, все глубже погружаясь в произведение, зачастую, с нетерпением ждет его развязки. Яркого финала. С замиранием сердца он приходит к последним абзацам, а там… А там открытый финал. Таким приемом часто пользуются в сериалах, чтобы сильнее заинтриговать зрителя в конце серии или сезона. Но книга – это не то произведение, которое усваивается за несколько десятков минут. Тогда зачем нужен такой финал, когда вместо точки в конце истории остается многоточие и как это работает?
До такой концепции как открытый финал додумались еще задолго до нашего века. Тот же Пушкин завершил своего «Онегина» именно так. Главный герой в полном смятении замер перед Татьяной и в этот момент в комнату входит ее муж. Что будет дальше? Решать уже читателю.
Так уж эволюционно сложилось, что наш мозг стремится к упрощению. Потому завершенное действие его всегда «радует». Но если приходится столкнуться с действием, которое оборвалось, не дойдя до закономерного итога, возникает неприятное ощущение, заставляющее мысленно возвращаться к моменту, когда оно зародилось и осмысливать его снова и снова, «дорисовывая» финал.
Автору нужно как можно более аккуратно подходить к моменту создания открытого финала. Ведь этот эффект незавершенного действия радует далеко не всех. Есть немалое количество читателей, которые специально отказываются от прочтения произведений, где автор не завершает историю, отдавая ее итог на волю читателя. Но если вы уверены, что все должно закончиться именно так.. Кстати, почему обычно авторы оставляют финал истории открытым?
Нередко бывает так, что автор сам не знает, как лучше поступить с героями в конце пути . Есть несколько развязок и они абсолютно равновесны для создателя истории. Потому он решает не использовать ни одну из них, вверяя эту ответственность читателю. Но есть и те оригиналы, что прописывают несколько альтернативных концовок.
Бывает, что автор боится расстроить читателя . Хэппи энд банален, хоть и порадует большую часть аудитории, а мрачный итог будет более реалистичным. Поэтому неоднозначность выручает.
Иногда у писателя есть идея, как продолжить историю в следующей части, потому открытый финал становится заделом для сиквела .
А бывает и так, что неоднозначная концовка, оставляющая поле для трактовок – это именно то, что автор задумал с самого начала . И это единственно верный вариант завершения истории. Такой подход часто используется в хоррорах.
Создавая открытый финал, важно помнить, что это не панацея. Он может не угодить, как меньшей части аудитории, так и большей. Важно, чтобы он смотрелся органично и не был вымученным, ради самого факта своего присутствия. Опять же, иногда бывает так, что автор все рассказал до момента завершения и точка в конце вообще не нужна, потому что все самое важное уже произошло. Да и плохо написанный финал с полноценным завершением имеет точно такие же шансы расстроить читателя, как открытый.
Задание на внимательность. Арт к какому произведению с открытым финалом мы использовали на обложке статьи? Пишите в комментариях!
Успехов вам в творческом пути! И до встречи!