За первые сорок дней новая администрация США совершила ряд недружественных шагов в отношении одного из важнейших партнёров на Ближнем Востоке - Саудовской Аравии. О чем они говорят?
Что сделано?
1. США прекратили продажу Саудовской Аравии наступательных вооружений, используемых ею в Йемене в войне против хуситов.
2. Байден назначил Тимоти А. Лендеркинга специальным посланником в Йемене. Тот сразу же отправился в турне по странам Персидского Залива для обсуждения "прекращения конфликта в Йемене политическими средствами и оказания гуманитарной помощи йеменскому народу".
3. Организация хуситов Ансар Алла, против которой Саудовская Аравия организовала военную коалицию, была вычеркнута из списков террористических группировок.
4. В США опубликовали ранее засекреченный доклад разведки об убийстве саудовского диссидента и журналиста Washington Post Джамаля Хашогги в Турции. В нём прямо указывается на причастность к убийству наследного принца Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда.
5. Байден позвонил 25.02.2021 королю Саудовской Аравии и обсудил освобождение нескольких саудовско-американских активистов, подчеркнув "важное значение, которое Соединенные Штаты придают всеобщим правам человека и верховенству права".
6. Джен Псаки, пресс-секретарь Белого дома, подчеркнула, что президент США принципиально не желает общаться с наследным принцем Мухаммедом, фактическим руководителем страны, представляющим её на всех международных мероприятиях.
7. США ввели визовые ограничения в отношении 76 граждан Саудовской Аравии, которые "предположительно были вовлечены в угрозы диссидентам за границей".
8. Министерство финансов США объявило санкции в отношении Ахмада Хасана Мухаммеда аль-Асири, бывшего заместителя главы Службы общей разведи Саудовской Аравии.
Возможно, этим Белый дом не ограничится. Ибо Байден пообещал, что "В понедельник [1 марта 2021] будет объявлено о том, что мы будем делать с Саудовской Аравией в целом". Но в общем тренд уже понятен. Неясно только, чего именно добиваются США.
Зачем все это? И к чему приведет?
У такой политики может быть три задачи:
1. Сделать Саудовскую Аравию более сговорчивой и управляемой, ибо в последнее время она стала позволять себе самостоятельные шаги - вплоть до тесной координации с Россией действий в рамках соглашений "ОПЕК+". Кстати, эту координацию проводит как раз принц Мухаммед: так, 15 февраля 2021 по его инициативе состоялся очередной телефонный разговор с Владимиром Путиным.
Но не будем забывать резкое охлаждение отношений США и КСА в конце президентства Барака Обамы, когда демократы также пытались давить на Саудовскую Аравию. Во время его последнего визита в Эр-Рияд в аэропорт встречать американского президента не приехал ни один из членов многочисленной королевской семьи, что было беспрецедентным проявлением крайнего раздражения. История может повториться, только в худшем варианте.
2. Создать благоприятный фон для переговоров с Ираном по возвращению к Совместному всеобъемлющему плану действий, или иначе "Иранской ядерной сделке" 2015 года. На это было множество намеков в Белом Доме и Госдепе США.
Однако удары американских военных в конце февраля в Сирии на границе с Ираком по проиранским группировкам "Катаиб Хезболла" и "Катаиб Сайид аш-Шухада" сводят на нет наметившиеся подвижки в компромиссе США с ИРИ. То ли это осознанная политика "кнута и пряника", то ли (что более вероятно), левая рука не знает, что делает правая.
3. Удовлетворить запросы воинствующих демократов из своего окружения на наказание "недемократических режимов". Еще летом прошлого года я писал, что "Критикуя т. н. "автократические режимы" за недостаток демократии и нарушение прав человека, К. Харрис обычно упоминает Россию и Саудовскую Аравию. Эта критика однозначно усилится в разы, если она попадет в Белый дом". Так оно и вышло.
Однако чувство морального удовлетворения верхушки Демократической партии требует сказав "а", говорить "б", то есть объявлять санкции уже наследному принцу. А это чревато непредсказуемыми последствиями.
Итог
Американская дипломатия становится все более непоследовательной и непродуманной как в мире вообще, так и на Ближнем Востоке в частности. Отчаянно не хватает опытных специалистов, понимающих особенности региона и его крупнейших субъектов. Отсюда провал политики в Ираке и в Сирии, ухудшение отношений с Ираном и Турцией.
И если при Трампе США сделали выбор в пользу двух приоритетных региональных партнёров - Израиля и Саудовской Аравии, теперь они могут потерять и одного из них. Конечно, полного разрыва пока не предвидится: США - крупнейший поставщик вооружений в КСА, а саудиты входят в число крупнейших американских кредиторов.
Но если даже в этот раз и удастся преодолеть разногласия, осадочек останется. А капля камень точит.
Спасибо за Ваши лайки и подписки!)