Найти тему

История о том, как мы проучили педантичного директора

Начальники бывают разные, и их не выбирают. Устраиваясь на работу, нужно приспосабливаться к тем условиям, которые фактически уже сложились. Мне доставались разные начальники, соответственно и формат рабочего процесса сильно зависел от методов руководства.

«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Какой он – идеальный директор? Наверно, на этот вопрос нет конкретного ответа. Слишком много в этом уравнении переменных.

Размышляя об этом, я обратил внимание на то, что у любого руководителя есть фирменная черта, которая определяет его стиль ведения дел. «Царь», «старший товарищ», «Скрудж»… Доминирующая в голове начальника идея становится его визитной карточкой и формирует соответствующую репутацию.

«Исправить» своего руководителя обычно не представляется возможным, но вот повлиять на него – иногда получается. Когда надоедает работать в постоянном напряжении или подыгрывать «начальнику-другу» - можно и уволиться. Но есть и другие варианты.

Однажды мне удалось проучить директора, который в своём стремлении к «идеальному обществу» ощутимо перегибал палку.

Отличительной особенностью моего босса было стремление к порядку. Как бывший военный, он стремился формализовать вокруг всё. «Боевой устав написан кровью», - любил повторять он.

На деле это выливалось в бесконечное количество инструкций для сотрудников и рабочих процессов. Эти документы он изобретал и собирал под ними подписи сотрудников. У нас были инструкции практически на все случаи жизни.))

Это касалось и нашей зарплаты. У всех сотрудников она рассчитывалась по немыслимой формуле с кучей переменных и коэффициентов. Описательная часть к этим схемам порой составляла несколько страниц.

Он каким-то образом смог внедрить это даже для 100%-ных окладных сотрудников. Иногда это было забавно, иногда раздражало. Выплата зарплаты представляла собой не менее эпичное действо. Все сотрудники по очереди вызывались в кабинет на совещание минут на 20.

Босс каждому подробно объяснял калькуляцию, как согласно схеме рассчиталась итоговая сумма. Он гордился тем, что всё прозрачно, и что любой сотрудник может повлиять на свой доход.

Процесс нравился далеко не всем. «Выдаём деньги после беседы», - иронично заметил однажды один из сотрудников, намекая на работу микрозаймовых контор.

Замудрёная схема расчёта зарплат включала массу переменных, премий и штрафов. На деле же сотрудники получали те суммы, которые босс каждому определил в своей голове. Все бесчисленные коэффициенты работали по принципу средней температуры по больнице.

Если итоговая калькуляция была явно «кривая», то он говорил, что она рассчитана по схеме. И демонстрировал свои расчёты. В некоторых случаях для сглаживания негативного эффекта он выписывал специальную премию «лично от директора».

Сотрудникам требовалось немалое время, чтобы осознать, что фактически они работают за оклад, а вся эта муть со схемами создаёт туман в голове и иллюзию возможности заработать много.

Однажды случилось так, что один из сотрудников внезапно взял несколько дней за свой счёт. У него возникли семейные обстоятельства, потребовавшие его участия. Как обычно решаются такие ситуации?

Несколько дней работу сотрудника выполняют его коллеги. Все понемногу подменяют его. Срочные вопросы решаются, а остальные консервируются до его возвращения. Коллектив сглаживает отсутствие одного сотрудника, и обычно это происходит само собой.

В нашей организации это всегда была целая эпопея, когда кто-то собирался в отпуск. Директор собирал совещания, организовывал передачу дел и всё прописывал на бумаге.

На этот раз всё произошло внезапно. Я подговорил всех сотрудников не брать на себя лишнего. Если возникала ситуация или вопрос, требовавшие внимания отсутствовавшего сотрудника, то за него никто не брался.

«Человека нет на месте». - «Что делать?» - «Все вопросы к директору!»

За несколько часов голову директора много раз взрывали люди с самыми разными проблемами, но мы в это не вмешивались. Наконец, наш босс пришёл к нам в отдел выяснять, почему так происходит.

Он недоумевал, почему мы не решаем эти вопросы на месте. На это я ему пояснил, что никто из нас не принимал дела, и решать их не имеет полномочий и инструкций.

Директор был в замешательстве. Срочно написать инструкцию он не мог. Не мог он и организовать передачу дел, ведь сотрудника не было на месте. Не возымела действия и его реплика про то, что мы работаем на общий результат.

Мы стояли на своём: «Не уполномочены, опасаемся ответственности, можем негативно повлиять». Директор оказался в затруднительном положении. В итоге он принял совершенно не свойственное решение. За временную подмену отсутствующего сотрудника он озвучил нам конкретные суммы денег.

Договорённость была достигнута в формате джентльменского соглашения, без всяких письменных инструкций. Босс был человеком слова, и для нас его устного обещания было достаточно. Работа сразу вошла в привычное русло.

Вспоминая этот случай, я пришёл к выводу, что идеального порядка достичь не реально. Это, как минимум, противоречит закону неубывания энтропии. Как нам удалось повлиять на директора? Мы просто сыграли по его же правилам.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!