Хореограф - тот человек, кто преподносит нам фигуриста с неожиданной стороны, не просто как спортсмена, умеющего приземлять сложные прыжки или вращаться с запредельной скоростью, но и артиста, передающего разнообразные эмоции, рассказывающего истории.
В продолжении Летописи о тренерах фигуристов, начинаем серию статей о хореографах. Стартуем с 31-летнего постановщика Никиты Михайлова. Его творческий путь в чем-то схож с путем Даниила Глехейнгауза.
Завершение спортивной карьеры, участие в шоу, поиски себя на стезе хореографа. Если Даниил "осел" в ТШТ "Хрустальный", то Никита ставит программы всем, еще успевая участвовать в шоу.
В этом сезоне она поставил российским и иностранным спортсменам более 40 программ (номера, оставшиеся с прошлого сезона не учитываются). Запредельная производительность.
Вдохновение он черпает из роликов, клипов "Ютуба", картин художников. Кроме того, Михайлов изучает разные танцевальные стили, не стоит на месте.
Не скажу, что мне нравятся все постановки - от и до, такого, наверное, и быть не может. Но некоторые - настоящие находки, свежие, интересные, оригинальные.
Очень нравятся обе программы Марка Кондартюка, честно, распробовала не сразу, зашли они только после чистых прокатов фигуриста. И сейчас с предвкушением жду Марка на Финале Кубка России. На видео ниже - Марк вместе с хореографом отрабатывают дорожку шагов для произвольной. Смотрится здорово даже в рамках такого рабочего проката, а на соревнованиях мы не раз этим любовались.
Яркие и непохожие друг на друга программы у Елизаветы Осокиной. Короткая осталась с прошлого года и тоже поставлена Никитой Михайловым, а произвольная в этом сезоне - новая, под композицию "New World Symphony" от американской исполнительницы Дженнифер Томас. Мне Лиза видится в образе девушки, бегущей по волнам. А вам?
Еще одна программа - это произвольная "Жар-птица" для 13-летней Алины Горбачевой. Особенно интересно сравнить ее с прошлогодним номером Ани Щербаковой.
Можно и дальше разбирать постановки талантливого хореографа для Александра Самарина, Петра Гуменника, Евгения Семененко, Елизаветы Туктамышевой, Софьи Самодуровой и других фигуристов, но хотелось бы немного остановиться на рассуждениях Михайлова о его работе.
О гонорарах:
В России гонорары составляют от 45 до 60 тысяч рублей. Это если брать фигуристов-одиночников. В Европе это от 1500 до 2500 евро. Но для наших топовых фигуристов цены гораздо выше, потому что на работу с ними уходит гораздо больше времени.
Получается, это средние цены. Если фигурист топовый, входит в сборную, то с его постановок совсем другой спрос, все должно быть на уровне.
О роли хореографа:
Придумать все - от начала до конца. Сюжет, интересные связки и фишки, показать характер фигуриста, дать ему проявить эмоции. В каждой программе должен быть смысл, это не просто набор элементов.
Как любителю фигурного катания, мне нравится искать смыслы и подтексты в программах фигуристов. Программы-истории запоминаются, оставляют след, к ним хочется возвращаться и пересматривать.
О музыке:
Огромная часть предварительной работы — музыка. В постановочный сезон хореографы слушают ее по пять часов в день. Можно взять классику, которая успешно прижилась в фигурном катании. Ведь новая тема не всегда дает нужный вау-эффект. Бывает, выигрышным оказывается отрывок на 40 секунд из какой-то композиции. Но чтобы найти те самые 40 секунд, надо прослушать массу музыки.
Никита Михайлов подчеркивает, что ему катастрофически не хватает "катательной" музыки, подходящей для фигурного катания. Аналогичную мысль высказывал и Даниил Глейхенгауз, сетующий, что пишут современные композиторы пишут мало и медленно))).
Михайлов нашел свой выход - он ищет оригинальные аранжировки классики, добавляет со звукорежиссером что-то от себя и получается свежее звучание.
Думаю, через какое-то время, если популярность нашего спорта продолжит расти, композиторы начнут специально писать музыку для фигуристов. По крайней мере, топовые спортсмены смогут позволить себе такие заказы.
О фигуристах и хореографии:
Если у вас хорошие линии, то не надо брать короткую музыку. Для длинных рук и ног быстрые джазовые или степовские мелодии не подходят. Если наоборот фигурист маленький и коренастенький, то классику брать не надо, лучше другие образы. Но вообще лучше слушать хореографов – они лучше знают, что надо делать.
Никита Михайлов мечтает поработать с Нэтаном Ченом и Юдзуру Ханю, из фигуристок - с Каролиной Костнер, Евгенией Медведевой, Аленой Косторной.