Сергей Кухтуеков, основатель компании по производству и продаже воздуха Горного Алтая «Воздух Алтая». Кейс о поставках нетривиального продукта в Китай.
В третьей и заключительной части интервью предприниматель рассказал ВЭДсовету, как работает институт господдержки экспортёров.
Сергей, а новые партнёры, связанные с экспортным развитием, у вас появляются?
– Конечно, мы прорабатывали возможности поиска будущих партнёрств. С этой целью, например, в 2019 году РЭЦ пригласил нас на Петербургский Международный экономический форум (ПМЭФ) – для нашей небольшой компании это тоже удача. Мы стояли в экспозиции ВЭБа (ВЭБ.РФ – инвестиционный государственный банк, финансирующий проекты развития экономики, ранее Внешторгбанк – прим. ВЭДсовет ), где много людей узнавало о нашем продукте.
Побывав на Форуме, мы обросли определёнными связями, в том числе – нашли компанию, которая заинтересовалась нашим продуктом в Китае. Мы обо всём договорились, стали готовиться к поставкам, но в Китае началась пандемия, так что пришлось временно отложить все взаимоотношения до того момента, когда будет позволено продолжить переговоры. У нас всё готово к тому, чтобы начинать поставки. Есть договорённость с логистической компанией, с нею проработаны все вопросы о ценах и пунктах поставки. Ожидаем отмашку, когда снимут карантинные ограничения. Тогда уже по новым каналам и с новыми покупателями начнём работать.
Другая возможность на территории Китая – специальные складские терминалы, которые юридически являются территорией Российской Федерации. Там наш товар может храниться, и только после того, как будет продан, он фактически пересечёт границу.
А без участия РЭЦ и партнёров сложно было бы выйти на экспорт?
– Скорее всего, без поддержки этот процесс либо затянулся бы надолго, либо некоторых вещей вовсе не состоялось. Например, благодаря РЭЦ нам довелось поучаствовать в ЭКСПО (Выставка импортных товаров, Китайский международный импортный ЭКСПО, основана в рамках форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь» – прим. ВЭДсовет), которую организовал лично Си Цзиньпин. Там он собрал всех экспортёров, которые работают на рынке Китая – мы стояли в самом центре экспозиции со своим воздухом, на стенде Made in Russia. Безусловно, без Экспортного центра мы бы туда не попали, и без нас туда мечтают попасть миллионы.
Какие задачи решит новый партнёр в Китае?
– Наш новый партнёр берётся адаптировать способы продвижения нашего товара, будет оказывать услуги по складскому хранению и иной комплекс услуг по ВЭД, который заказал Экспортный центр (компания выиграла конкурс на предоставление услуг экспортёрам из России в Китае). Важно отметить, что этот партнёр не является коммерческим, то есть не добавляет свою надбавку к стоимости товара. Такое партнёрство при содействии РЭЦ оказывается очень актуально для начинающего свой путь в экспорт небольшого бизнеса. Да и в целом, подобные виды поддержки и взаимодействия – очень правильная история: приобретается новый опыт, наращиваются связи, понимание и технологии.
К примеру, на форуме я узнал о новых возможностях для экспортёров, таких, как возврат входного НДС, если это экспортная поставка, что очень важно для нас, как для небольшой компании. Другая возможность на территории Китая – специальные складские терминалы, которые юридически являются территорией Российской Федерации. Там наш товар может храниться, и только после того, как будет продан, он фактически пересечёт границу. Для нас это очень удобная схема, потому что платёж и все вопросы с растаможкой происходят в момент платежа. Партнёр в Китае реализует для нас эти возможности.
Каковы экспортные перспективы у вашего горно-алтайского воздуха в будущем?
– Знаете, ещё 30 лет назад я впервые увидел и страшно удивился, когда начали продавать алтайскую воду в бутылке. Сейчас же из-за дефицита чистой воды это абсолютная норма. Я думаю, лет через 15-20, при таких темпах загрязнения атмосферы и загазованности городов (не только в Китае, но в России и в других странах), воздух в баллоне станет таким же привычным, как бутилированная вода.
Сейчас, благодаря партнёрам, мы чувствуем себя увереннее и уже ведём переговоры о выходе на рынок Индии – полагаю, наш китайский опыт поможет выстраивать отношения с партнёрами уже на новом рынке. Есть интерес попасть в Арабские Эмираты, поскольку там большая проблема с кислородом.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !