В 20-е годы 20 века активно велась антирелигиозная пропаганда. Центром новой культуры стали рабочие клубы. Наиболее действенным орудием стала стенная газета (стенгазета). Религиозная жизнь района, предприятия, прихода и даже семьи рассматривалась, буквально, под микроскопом.
Первое, что сделала советская власть - она изменила положение праздников в государственном календаре и лишила официального значения. Таким образом, церковь была отделена от государства и на уровне сознания людей.
Были придуманы комсомольское Рождество и Пасха, где главными мероприятиями были «безбожные карнавалы», «красные коляды» и просветительские беседы. Активисты объясняли, что в христианском Рождестве нет ничего особенного: у этого праздника языческие корни, его аналоги существуют во всех религиях.
Так газета «Комсомолец» описывала рождественский карнавал 1923 года в Курске: «Тут целая небесная коллекция: разные боги всех времен и всех народов. Есть и бог «Капитал». Рядом поп, царь и буржуй, а поодаль рабочий с молотом, крестьянин с сохой и красноармеец с винтовкой. Дальше лодка с комсомольцами, ряженые, волхвы и т. д. Подходим к монастырю с пением антирелигиозных песен. Много посторонней публики с удивлением смотрит на это шествие, а потом вылезли из монастыря и, не разобравшись в чем дело, начали креститься (подумали, что идет «живая церковь»). Началось сжигание всех богов, а молодежь вокруг этого костра устроила пляски и танцы, прыгала через огонь и т. д.».
Такие мероприятия вызвали много непонимания и конфликтов, поэтому с 1924 года партийное руководство рекомендовало отказаться от уличных мероприятий и сосредоточиться на научной пропаганде в рабочих и сельских клубах.
Какое-то время была под запретом и ёлка, за украшение которой можно было получить штраф.
Как бы там ни было, но как раз этот непростой период жизни страны позволил увидеть смешение природных явлений и христианских верований.
25 декабря в нач. III века до н.э. было признано официальным праздником рождения Солнца, который сопровождался восточным восклицанием "аннуэль" - "бог родился для нас". В торжественных процессиях по городам носили изображение младенца в корзинке.
Ошибка старого стиля удвоила в сознании русского крестьянина торжественный день праздника солнцеворота: когда-то он действительно приходился на 25 декабря, но потом стал скользить назад и в наше время, т.к. старый стиль отстает на 13 дней, солнцеворот происходит 12 декабря по старому стилю. Крестьянин не мог этого прозевать. Он заметил этот день "святого Спиридона", дав ему титул "солнцеворота".
Не менее важным событием этого зимнего периода были Святки.
В IX веке Святками в деревне назывался целый месяц праздников с 6 декабря по 6 января. Молодежь затевает посиделки, пения, игры, гадания, шутки. Главные хозяйственные работы были окончены и все свободное время заполняется развлечениями и поисками суженых-ряженых.
Один из способов увидеть суженого выглядел так:
Под подушку нужно положить 4 щепочки в виде сруба-колодца: суженый придет брать воду, и его увидишь во сне.
По взглядам верующих, все те, кто "оксвернил" себя на святках одеванием масок, должны и обязаны искупаться в крещенской проруби.
Рождественское убранство избы представляет из себя смесь христианских обычаев с языческими. Скатерть стелется на сено и солому. В избу вносится сноп необмолоченной ржи, как символ плодородия. Важно, чтобы на столе была кутья - каша из необмолоченного зерна с медом (древне-славянское кушанье) и взвар из сушеных фруктов.
Понятие же "крест" в 20-е годы выводили из способа добычи огня путем терния двух палочек. Этим и объяснялись утверждения победы человека над тьмой и нечистью.
Интересно, тот факт, что Гитлеру удалось испоганить солярный символ победы человека над тьмой является идеологическим поражением?
Изготавливались плакаты, наглядно показывающие древность происхождения тех или иных символов и происхождение праздников.
Пасха - в день около весеннего равноденствия (масленица, древне-славянский праздник равноденствия, оттеснена великим постом назад в зимнее время); далее совершенно произвольно назначенный на день летнего солнцестояния праздник Иоанна Крестителя, соединенный с именем бога плодородия славян - Купалой; и Рождество - день зимнего солнцестояния.
Ну, и конечно, агитация к работе, т.к. русские слишком много празднуют, соответственно, чрезмерно радуются, полагаю.
98 дней празднеств против 267 рабочих. На втором месте Англия: 87 на 278. Не меньше любят отдохнуть испанцы и итальянцы: 75/290 и 67/298 соответственно. Сегодня в РФ за последние 5 лет в среднем 247 рабочих дней и 118 или 119 (високосн. год) выходных/праздничных дней в году.
Рост на лицо, как говорится.
В наши дни был бы к месту рост сознательности, ответственности и правды. Уж очень дефицитная вещь стала...
Что бы ни было в истории, все важно. Историю трактуют люди, но они же и ошибаются или заблуждаются. Слепая вера во все - губительна, также, как и ее отрицание.
Все-таки важно искать истину где-то посередине, в душе.