Найти тему
Найди свой Дзен

Что дает нам право называться мужчинами: новый взгляд на настоящие мужские качества

Оглавление

Что делает мужчину мужчиной сегодня — в эпоху, когда патриархат сходит на нет, и женщина уже не зависит всецело от мужа? В промежутке между двумя гендерными праздниками журналист Григорий Туманов, автор подкаста «Мужчина, вы куда?», рассуждает о том, почему желание защищать своих близких не должно оборачиваться бессмысленным геройством, а ответственность за других всегда начинается с умения позаботиться о себе.

«Мои девчонки, я всегда о вас позабочусь»

Утром я с таксой подмышкой пошел будить жену, которая традиционно просыпается позже меня. Глядя на скачущую от радости по кровати (и жене) собаку, я с улыбкой подумал: «Мои девчонки».

«Мои девчонки» — подобная мысль свойственна отцам семейства, которые в буквальном смысле отвечают за него: защищают финансово, физически или административно. «Вы ж мои тюлени», — говорил мой папа, проходя мимо гостиной, где мы с мамой лежали на диване и смотрели телевизор. В этих словах, как впоследствии понял я, было много самоотречения: я отвечаю за вас и буду делать все, чтобы как можно дольше держать вас под своей защитой, пока в доме не вырастет новый мужчина.

Это выглядело логично: хотя отношения моих родителей были вполне партнерскими, семья наша имела четкое распределение гендерных ролей. Папа зарабатывал деньги и делал так, чтобы я встал на ноги, а мама не волновалась о счетах. Мама же выступала скорее в роли советчика — человека, который не является финансово самостоятельным. Бог его знает, чувствовал ли мой отец при этом что-то вроде поглаживания своего самолюбия? Ведь это та ситуация, когда точно знаешь, что без тебя двое любимых людей могут оказаться в опасности, и ради них ты в чем-то отказываешь самому себе. Спросить уже не у кого, поэтому ответ я ищу в себе и сегодня.

В моей семье совсем иные вводные. Моя жена не нуждается в финансовой защите. Ей не нужно, чтобы я решал ее проблемы — у нас обоих независимые друг от друга карьеры и бюджеты. Однако потребность в чувстве защищенности остается и у нее, и у меня.

Что же делает меня мужчиной в этой системе координат? Что делало мужчиной моего отца? Наверное, в обоих случаях ответ один: чувство ответственности за близких. Может показаться, что вся эта смена гендерных ролей и мифическая «новая маскулинность» отняли у мужчин ответственность, но я думаю, что это вовсе не так. Скорее, наоборот — понятие ответственности расширилось, приобрело больший объем.

-2

Почему мужчины чаще умирают от коронавируса и причем тут маскулинность

Летом 2020 года в журнале Medical Express опубликовали исследование, объясняющее, почему жертвами пандемии коронавируса чаще всего становились мужчины. Специалисты медицинского колледжа при Университете штата Огайо пришли к неутешительным выводам: почти 52% умерших от COVID-19 были мужчинами. А согласно исследованию 2018 года, 26% мужчин, проживающих в Огайо, не имеют лечащего врача или вообще не обращаются к медикам.

Причина тоже нашлась. Ученые рассуждают так: если женщины обратились бы за медпомощью при первых признаках недомогания, то мужчины оказываются в больнице в куда худшем состоянии, так как до последнего откладывают визит к доктору . Одни надеются, что «само пройдет», другие ссылаются на условного дедушку, который никогда не ходил к врачам и дожил до ста лет, третьи не хотят показывать слабость.

Мужчины в целом больше рискуют, ведь по-прежнему есть типично мужские профессии, которые требуют личного присутствия, даже когда вокруг бушуют война, эпидемия, снежный буран и космоса черные дыры. Во многих семьях (включая ту, в которой я вырос) если мужчина перестанет ходить на работу, то все пойдут по миру.

Гендерные стереотипы на то и стереотипы, чтобы предлагать слишком схематичную картину мироустройства и с громом рушиться, когда что-то идет с ними вразрез . «Мужчина — это тот, кто отвечает за семью и дает ей чувство защищенности», — так говорю себе я, и так говорил себе мой отец. Ну а какая защита без геройства, а какое геройство без страданий и риска для собственной жизни? «Эх, мои девчонки любимые», — эта фраза звучит понятнее, когда снимаешь испещренный зазубринами рыцарский шлем, чем когда сидишь на приеме у проктолога в рамках ежегодной проверки на предмет онкологических рисков.

Когда мы говорим: «новая маскулинность», то словно выбиваем у себя табуретку из-под ног, отказываемся от наследия дедов и отцов, которые учили нас быть мужчинами. «Новый мужчина» во всем совершеннее и свободнее, нет больше мужских и женских качеств, а все, что нам навязывали — это злой патриархат. Но я не думаю, что мой папа, говоря мне, что мужчина отвечает за свои поступки и не дает близких в обиду, имел в виду что-то плохое и желал мне зла. Просто ответственность за то, как понимать эти догмы сегодня, — она на мне .

-3

Героизм и ответственность не имеют отношения к могучим, но бессмысленным подвигам

Мы думаем, что героизм во имя защиты родных — это некий блестящий подвиг, акт могучего преодоления чего-либо. Спасти даму от хулиганов в мрачном переулке вместо того, чтобы получить права и встречать ее с работы на автомобиле, отработать пять смен с нарастающей температурой вместо того, чтобы взять больничный. Но на самом деле мужские качества сегодня перестают быть одномерными — в них появляется больше объема, а проявления их расширяются .

Ведь что может дать чувство защищенности моей жене, для которой я не являюсь ходячим банкоматом? Наверное, понимание, что она живет с ответственным человеком. С тем, кто может сам записаться к врачу или не будет держать в себе переживания, если ему нужно ими поделиться, чтобы не словить невроз от подавленных эмоций. Только когда мужчина способен позаботиться о себе, он может взять на себя ответственность и за других.

Прийти домой и окинуть любящим взглядом семью с мыслью «хорошие мои» можно и без кучи стрел в спине, и без героического прищура господина МакКлейна, только что прошедшего по битому стеклу. А будучи человеком, который заботится о себе, чувствует, делится эмоциями и готов к партнерским отношениям, а не доминации. Ведь когда никто никому ничего не должен, а все друг друга любят — это ли не чудо?