В 2019 году Нидерланды выпустили жесткий памфлет против левого популизма. Название фильма мягко перевели как «Колумнистка», а в оригинале оно почти один в один соответствует российскому «тэпэ». Это фильм, в котором понятие «воин социальной справедливости» (далее – SJW) попытались представить буквально. Получился хоррор.
Понятно, что театрального проката у фильма не было, как и шума по этому поводу. Кто будет защищать кино со стебом над победившей идеологией и высмеиванием наивных представлений европейцев о свободе слова?
Колумнистка и писательница Фемке Бот (звучит как левацкий псевдоним) выстраивает имидж борца за толерантность, утверждая, что плохой диалог лучше хорошей ссоры. Но строить личную жизнь по такой доктрине сложно: достают хейтеры из соцсети, у Фемке временами «подгорает», статьи пишутся без былого драйва, книга не продвигается...
Однажды Фемке обнаружила, что один из недоброжелателей в сети живет по соседству. И по случаю устроила ему несчастный случай. Жизнь сразу наполнилась новыми красками, уровень ЧСВ резко повысился, да и писательская работа закипела. Дальше – больше.
Как и в международной кампании по продвижению ценностей леволиберального популизма, наказания одного нетолерантного мало, число «клиентов» колумнистки постепенно растет. Фемке упивается безнаказанностью, никому в голову не придет увидеть в ней радикала. Вооруженный до зубов SJW действует с эффективностью супергероя слешера и не может остановиться, даже когда перед ней совсем юный интернет-тролль, который мог еще кучу раз поменять общественно-политическую позицию да и методы полемики в сети.
В 2017 году самым ярким фильмом, поднимающих проблемы тренда на «толерантность», стал «Квадрат» Рубена Эстлунда. Это была средней жесткости сатира, автор признавался, что и сам подвержен левым веяниям и смеется в числе прочего над собственным максимализмом.
Фильм «Колумнистка» тоже отчасти понимает героиню: ее оппоненты не самые харизматичные, заряжены правым популизмом и прочими «измами». Но также автору очевидна ненормальность борьбы за все хорошее путем поляризации и радикализации общества, чему отчасти способствуют даже, казалось бы, относительно безобидные и ненасильственные концепции «нерукопожатность» и «отмена».
Достается и современной культуре (финал перекликается с «Квадратом»), и представлениям европейцев о свободе слова. На примере школы, где учится дочь героини, мы видим, что свобода ограничена лозунгами о невеселой жизни в России, Турции, на Филиппинах и т.п. Представления о свободе слова внутри страны у носителей новых идей сводятся к абстрактному хамству в адрес власть предержащих и прочих авторитетов.
За выражение свободы принимаются просто этически заниженные послания. Тут в фильме можно уловить намек на ситуацию с известной маргинальной французской газетой, устроившей шумиху с карикатурами.
Показателен диалог дочери Фемке (она как раз редактор школьной газеты) с директором. Девушка думает, что директор против критики слияния школ, а консервативный директор (кстати, один из самых адекватных интеллигентных персонажей фильма) недоволен лишь эпитетами. Казалось бы, нет объективных причин для конфликта, но девочке компромисс не нужен: она давит именно хамством. Умница-педагог в итоге в проигрыше и в списке кандидатов на «отмену».
«Я не психопатка, не какой-то там враг народа. Если у меня другие политические взгляды, это не значит, что я монстр. Я Фемке, просто Фемке...» – заявляет вооруженная активистка. И тут же называет оппонента «заразой общества».
Пожалуй, Фемке недооценивает себя. Это как раз похоже на поведение монстра. Они обычно так и действуют – под флагами за справедливость.
Конечно, это гротеск, памфлет, притча, да еще и стилизованная под слешер. В реальности западная левая лихорадка – не такое уж кошмарное явление, не как сто лет назад в некоторых странах.
Но все-таки подобные фильмы европейцам полезны. Конечно, «отмена» оппонентов методами Фемке – авторская гиперболизация, но социальная «отмена» – реальность, и порой это выглядит действительно нездорово.
«Глубокое погружение» – фильм, не очень понравившийся «левым»
«Чудо-женщина 1984» не нравится феминисткам и «толерантным»