Ваша грудь может быть не такой совершенной, как у молоденькой фотомодели, ваши бедра не сравнятся с ними по стройности, а мышцы живота уступают по плоскости. Но представьте себе, что ваше «отвисшее декольте», толстые бедра и складки на животе и есть сама красота, только в другой стране. Может быть, кого-то это утешит, а кому-то будет просто интересно почитать о том, каковы эталоны красоты в других частях света.
В Сенегале обвислая грудь считается весьма сексуальной, полные бедра крайне популярны в некоторых областях Таиланда, а кое-где в Сахаре складки жира на животе являются объектом вожделения любого сахаритянина.
Среди туарегов Сахары полнота ассоциируется с плодородием. Некоторые любящие матери насильно откармливают своих дочерей, потому что наличие на животе менее 12 складок жира при наклоне вперед грозит вечным прозябанием в ранге «старых дев». Ну не берут туареги в жены маложирных. Насильственное откармливание практикуется также в Мавритании, где о достоинстве мужчины судят по объему талии его жены.
На Западе большая грудь по-прежнему считается красивой, но при этом она должна быть высокой. Однако есть места, где превалирует материнская функция груди, в связи с чем высокий плотный бюст считается непривлекательным. Впрочем, в любом случае сохранить его в условиях тропического леса практически невозможно. Уже после первого ребенка, который зачастую рождается в 14-15 лет, грудь теряет свою форму.
Что же касается других стереотипов, бытующих на Западе, европейцы не одиноки в своем представлении о том, что миниатюрность и женственность неразделимы. В Китае и Японии все еще предпочитают маленькие ступни, хотя старая китайская традиция связывания ступней женщины ушла в прошлое. А вот в крошечной африканской стране Габон мужчин восхищают ступни большие, а широкие бедра указывают на плодородие и чувственность.
В некоторых культурах сексуальность достигается не за счет формы тела или каких-либо его частей, а благодаря их сокрытию. Мусульманки прикрывают голову и тело на людях, и в фундаменталистском Иране самой сексуальной частью тела является колено.
Прокалывание ушей принято на Западе вот уже несколько веков, а Индии мы обязаны традицией прокалывать нос, отчего сейчас сходят с ума молодые современники. По части прокалываний, растягиваний и татуировок азиатские женщины во многом ушли дальше африканок или южноамериканок.
Кто поверит рассказам о том, что женщины племени Карен (Бирма) стали надевать себе кольца на шею, чтобы защищаться от укусов тигра? Просто им хотелось победы во всемирном конкурсе красоты, и они добились ее — у кого еще длина шеи достигает 50 сантиметров? Первые кольца надевают еще совсем маленьким девочкам, постепенно добавляя по одному, подсовывая их под подбородок. Взрослые женщины уже не могут их снять, потому что шейные позвонки могут не выдержать.
Здесь же, в Азии, на острове Борнео, живут даяки. Девочкам навешивают в уши до трех килограммов специальных бронзовых гирек, и к 16-20 годам мочки ушей достигают красивой длины — до плеч. Настает время делать татуировки на руках до локтей в виде перчаток, сотканных из тончайших кружев и завитков, и идеальная красавица может рассчитывать на удачную партию. В мировое соревнование — у кого уши длиннее — снова включаются африканки. Женщины-масаи из Кении не только прокалывают и вытягивают мочки, но делают много-много дырочек, в которые вставляются многочисленные проволочки, палочки и разноцветные бусы. Создается впечатление, что в ушах растут экзотические кусты. Если мочка уха из-за всех этих атрибутов неожиданно рвется, горе не знает границ.
В Эфиопии девушкам из племен сурма и музи протыкают нижние губы и вживляют в образовавшиеся отверстия диски из обожженной глины. С возрастом размер вставляемых дисков увеличивается, что позволяет расширять отверстие и повышает шансы на удачное замужество. Величина диска указывает на количество скота, которое семья рассчитывает получить в качестве выкупа за невесту.
Зубные врачи Запада рекламируют свой идеал: всем нужны белые и ровные зубы. А вот у многих народов Центральной Азии и Меланезии женщины жуют плоды бетельной пальмы, чтобы сделать полость рта красной и клейкой: мужчины считают «беззубых» женщин более похожими на детей и более по датливыми. Хотя при регулярном жевании бетеля зубы волей-неволей почернеют.
В Японии бледное совершенство лица гейши подчеркивается черными лакированными зубами. В некоторых районах Анголы женщины выбивают себе передние зубы, а женщины племени балуба в Конго идут еще дальше: почти полностью стачивают себе и остальные зубы.
Во всем мире давно практикуется ритуал раскрашивания тела как постоянными, так и временными красками. Этот макияж иногда используется для подчеркивания какой-нибудь особенно обожаемой части тела. Вокруг груди, например, рисуют круги. Женщины народа байга в Индии считают татуировку сильным возбуждающим средством и важным компонентом любви. Когда они выходят замуж, на их руки наносится особый узор, а на бедрах татуируются пунктирные линии.
Прекрасные представительницы племени яномами из джунглей Амазонки всегда ходят голыми. Вместо одежды у них по всему телу нанесены узоры растительными красителями, которые после нескольких купаний нужно наносить вновь. По ним знаток может прочесть все — судьбу девушки, ее настроение и даже найти признание в любви. Веточки в щеках и губах делают их похожими на любимого, но страшного ягуара, бога и властелина тех мест.
Обычаи и каноны красоты у папуасов точно такие же, как и у наших далеких предков. Местные красавицы уже в десятилетнем возрасте делают себе татуировку на груди в виде ожерелья, прижигая кожу раскаленными камнями. Наградой за такую «смелую красоту» будут многочисленные женихи, готовые заплатить пятнадцать, а то и двадцать свиней за право взять ее в жены. И уж когда он, совсем расчувствовавшийся, принесет ей из джунглей настоящее ожерелье из переливающихся на солнышке крылышек жуков, всем становится ясно — брак не за горами.
Обычно мода заставляет нас что-то добавлять к своему телу, но бывает и наоборот. В США (и в России тоже) общепринято удаление волос с тела. Для многих женщин в мусульманских странах оно уже давно стало элементом косметического ритуала, а также религиозной традицией. В Северной Африке, где волосы на теле женщины считают признаком нечистоты, накануне свадьбы девушек «сахарят» с головы до ног. Это сродни вощению, древняя арабская техника эпиляции предполагает использование густого сиропа. Но есть места, где волосатость в моде.
У женщин народности чруки на севере Сибири, не имеющих на теле даже пушка, волосы на лобке считаются признаком удивительной женской красоты. А в некоторых областях Украины таким признаком считаются женские усики.
Бесхитростными и непритязательными можно назвать пигмейских женщин. Эти самые миниатюрные на земле люди (средний рост 1 метр 30 см) живут в лесах Центральной Африки, Заира и Конго. Пигмейские скромницы никак не украшают свое тело и лишь по большим праздникам надевают на голову венки из листьев.
А вот живущие недалеко от них (в какой-то тысяче километров) женщины из племени караманджонгов (граница Уганды и Судана) заткнут за пояс многих мировых модниц. Они относятся к группе нилотов — самых высоких людей на земле (средний рост около 2 метров). Хитроумные парики из глины, волос и перьев, из-за которых они могут спать, только положив голову на специальную скамеечку, — это лишь начало. Очень болезненные татуировки на лице и теле, сделанные железными крючьями, добавляют им привлекательности в глазах местных мужчин. Выбитые нижние зубы дополняют и придают законченность их внешнему виду. Последний штрих — немного косметики: узор, символизирующий пятна жирафа, нанесенный краской из цветной глины, — и можно появиться на люди...
Очень «экономична» мода кенийского племени масаи. Обривая свои головы наголо, женщины вовсе не теряют время на уход за волосами. Впрочем, «уродования» (с нашей точки зрения) не всегда имели чисто эстетический и традиционный характер. В 15-18 веках охотники за рабами крайне неохотно брали в плен женщин, у которых не было зубов или огромные уши свисали до плеч. Такой «товар» было трудно продать, и, таким образом, самые красивые (по местным понятиям) спасались от плена. Это дало новый стимул — деньги. В наше время доллары туристов заставляют бирманских женщин надевать кольца на шеи своих дочерей. За право сфотографироваться рядом с подобной экзотической красоткой хорошо платят. Что ж, красота всегда дорого ценилась.
Такое вот разнообразие вкусов. Если кто-то даже после этого обзора чувствует себя «неполноценной», пусть вспомнит крылатые слова: «Ты не толстая, просто ты живешь не в той стране».