Иногда туристы ищут не достопримечательности, а дешевый алкоголь.
Если в Норвегии пол-литра пива стоит 10 евро, то за пол евро вы отведаете здесь бокал этого разливного напитка.
Водка? Самая дешевая с трагическим названием Metelica - чуть дороже одного евро.
В местных магазинах довольно много алкоголя, пива или других крепких напитков.
Илья, местный житель, вспоминает, что алкоголь по-прежнему является проблемой в этом городе, где высокий уровень безработицы.
Также есть закон, что нельзя покупать его в магазине после 21:00 до утра.
Вечером мы сядем на легендарный поезд «Арктика».
Поезд кажется большой роскошью.
Чистое купе, кондиционер и железнодорожники в красивой форме.
Поезда в России не только ходят минута в минуту, но и выглядят намного лучше многих составов, на которых я ездил, в частности, восточноевропейских.
Сейчас полночь, солнце все еще светит, и в следующие несколько дней оно даже не коснется горизонта.
Мы пьем крепкий черный чай и думаем, что очень нескоро Мурманск вырастет в красивый город и избавится от советского колорита, полного непривлекательных зданий, дымоходов и строительной атмосферы.
Еще час ходим по городу, где правят полуразрушенные многоквартирные дома и фабрики, которые должны были быть гордостью социализма.
Если бы был конкурс на самый причудливый социалистический город, Мурманск, вероятно, победил бы.
Самый большой город за Полярным кругом, где более 300 000 человек живут в бетонных «кроличьих домиках», перенесет вас во времени в сталинские времена.
Именно это побудило нас увидеть Мурманск.
Окружающая среда прекрасна.
Северная тундра, березы, мхи и красивая естественная бухта привлекут многих любителей природы.
Только советские проектировщики не воспользовались дарами матери-природы и поставили вместо них 50-метровые дымоходы, бетонные серые многоквартирные дома, полуразвалившиеся фабрики, и все это без всякого дизайна.
Если добавить деловое барокко из 90-х, вы будете ходить по полупустым улицам с открытыми глазами и спрашивать «почему?».
Мы живем в одном многоквартирном доме, который россиянин сдает под гостиничный номер.
Открываем тяжелые железные двери, как будто за ними сокровища мира.
На лестнице воняет, ржавые ящики и нефункционирующие лампочки.
Квартира одна из самых богатых, но жить тут будет сложно.
Город был основан в 1915 году, а позже превратился в полумиллионный город за Полярным кругом.
Мы идем в бетонные джунгли.
Бетон постепенно зарастает некошеной травой, скамейки давно не красили, не всегда работает уличное освещение.
Здесь никто не ходит, бары и рестораны пусты.
«Город не такой богатый, как во времена социализма», - сказал Илья.
«После падения коммунизма город покинули почти 150 000 человек. Здесь сложно найти работу и даже местная военная база намного меньше».
В нескольких километрах от Мурманска находится одна из крупнейших военных баз России.
Точное количество военных никто не знает, все еще секрет.
Вот военно-морская база с наибольшим количеством подводных лодок.
Мы хотели увидеть могилы этих подводных лодок, и хотя они были списаны, но нас сюда не пускают.
Разрешение все равно нужно, а получить знаменитую бумажку - сверхчеловеческое усилие даже для русского.
Россияне узнали о жизни на военно-морской базе во время трагедии с атомной подводной лодкой «Курск» 12 августа 2000 года, в результате чего погибли 118 российских моряков.
Информация о ней по-прежнему циркулирует здесь: один из немногих памятников, которые государство разрешило установить в честь жертв крупнейшей в истории подводной катастрофы, находится сразу за нашим 8-этажным жилым домом.
Бетон уже начинает действовать нам на нервы, и мы не понимаем, как это возможно, что недалеко отсюда, на норвежской стороне, находятся красивые северные города с типичной скандинавской архитектурой, а в некоторых домах есть английский газон на крыше.
Здесь же только хорошо залитый кусок бетона, где мало кто из Европы хотел бы жить.