Недавно на канале чопочитать вышла статья про Бориса Пастернака. Блогер точно заметила, что уже февраль к концу подходит, а про автора "достать чернил и плакать" мы как-то позабыли.
Поэтому я решила поделиться с вами моим любимым стихотворением поэта, а заодно попытаться его проанализировать.
"Пиры" - это одно из ранних и не самых известных стихотворений Пастернака. Я наткнулась на него случайно, когда перелистывала небольшую книжечку, где были представлены по 2-3 стихотворения из разных сборников.
Тогда стоял поздний московский ноябрь, я была в 11 классе и полном ужасе от предстоящих экзаменов и олимпиад. Помню, что уже часа четыре сидела над учебником по истории, когда решила сделать перерыв и почитать любимого поэта. Тогда я и познакомилась с "Пирами". Они очень сильно запали мне в душу. Так сильно, что я тут же принялась учить стихотворение наизусть, хотя редко этим занимаюсь.
О чём же стихотворение? Начать следует с того, что тема дружеских пиршеств - это одна из любимых тем поэтов Золотого века. Среди микромотивов можно выделить ночное собрание друзей; творчество и поэзию; стремление уйти от житейских забот; непостоянство и быстротечность жизни; любовные измены, вино, смерть. Все эти темы появляются и в стихотворении Бориса Пастернака.
Стихотворение можно разделить на две части. В первой и второй строфах преобладают мотивы ночи: "пью горечь вечеров, ночей и шумных сборищ", "тревожный ветр ночей". В третьей и четвертой - утра: "тихой зарёй". В них описывается успокоение, пришедшее наутро после бурной ночи.
Когда я впервые прочитала стихотворение, у меня вызвало недоумение слово "туберозы". Как истинное дитя 21 века, я крайне мало разбираюсь в цветах и их символике. Сначала я даже не поняла, что это именно цветы, а не какой-нибудь напиток.
Пастернак не случайно заменил классические розы Золотого века на туберозы. Этот осенний цветок символизирует страсть и опасные любовные наслаждения. Таким образом, вступают во взаимодействие туберозы и "горящая струя твоих измен". Ещё интересно, что "горящая струя измен" похожа на струйку вина, которое наливают в бокал.
В этом стихотворении неоднократно повторяется мотив влаги: "рыдающей строфы сырую горечь", "небес осенних горечь", вино и т.д. Исследователи объясняют это тем, что Дионис был связан не только с вином и кровью, но и с влагой вообще.
Во второй строфе полнее раскрывается мотив творчества и поэтического братства. Лирический герой стихотворения бросает вызову надёжному заработку и предпочитает всего себя отдать творчеству: "надёжному куску объявлена вражда".
Меня очень настораживают и пугают строчки: "Тревожный ветр ночей - тех здравиц виночерпьем,/ Которым, может быть, не сбыться никогда". Поэт обращается к теме смерти и непредсказуемости жизни, даже рока. Поэты на дружеской пирушке, вероятно, желают друг другу всего самого лучшего, но лирический герой понимает, что большая часть их надежд не сбудется и их может ждать печальная судьба.
В третьей строфе на смену бурной ночи приходит утреннее успокоение: "И тихою зарёй верхи дерев горят". Появляется новая героиня - Золушка. Прослеживается параллель между тем, как гости и герой расходятся с ночной встречи, и Золушкой, которая уходит с бала.
Четвёртая строфа подводит итог наступившему успокоению. Нам показано, что комнату, где проходил ночной пир, прибрали: "столы подметены, на скатерти - ни крошки". Мотив детства, который возник ещё в образе Золушки как героини детской сказки, усиливается строкой "как детский поцелуй, спокойно дышит стих".
В конце Пастернак, как это ему свойственно, выводит некую "мораль" или максиму. Золушка после веселья, надежд и буйства ночи возвращается к привычной жизни и продолжает путь. При этом утро и продолжившаяся обычная жизнь не воспринимаются как нечто плохое, скорее как новый этап после произошедшего преображения (Золушка сменила наряд).
Если статья Вам понравилась, буду очень ждать у себя на канале! У меня есть ещё много чего интересного!
#литература #поэзия #пастернак #анализ стихотворения #стихи #мнение #интересное #книга