«Религиозное воспитание - самый богатый дар,
который родители могут оставить своему ребёнку»
Страстотерпица Царица Александра
Удивительно, но всё, к чему в последние годы прикасались эти два брата - Михаил и Анатолий Смоляковы, превращалось в прах и дымящее пепелище. Судите сами: благочестивая родительская семья – взорвана ими изнутри, отчий дом – как разорённое гнездо, некогда любимые родители – унижены и посажены ими в СИЗО, своя семья - разрушена, личная вера – утрачена (и была ли она вообще?), бизнес – бездарно потерян, образование – выброшено на свалку, Родина – как зловещий Мордор, с которым без трусов воюет «воин Света» Алеша Навальный!!!
И над всем этим - лишь надменный взор нарцисса и надутые щёки. Грустно… Полная социальная «импотенция».
***
Печально, но около сорока (!) крупнейших СМИ России уже довели до сознания миллионов наших граждан, что в посёлке Чамзинка дети священника обвинили родителей в чудовищных преступлениях. Отца и мать, естественно, сразу арестовали.
При этом, заголовки статей умышленно ставились абсолютно категоричные, не допускающие и тени сомнений: «истязал», «поп-садист», «Цепи в подвале, фекалии вместо еды», «Священник 24 года избивал и насиловал своих детей», «Детский монастырь с садистским уклоном» и т.д.
И это в период, когда только началось следствие и ещё не было никакого суда. Ещё никто никому ничего не доказал! Однако, в мозги читателя, как ржавые гвозди, уже вбивали и вбивали ложь.
Мгновенно, без малейшей проволочки, в Мордовию рванули операторы Дождя, Рен ТВ. Речи "несчастных детей" профессионально редактировались - ни одного лишнего слова, выверенные смысловые акценты, корректно закрытые личики... Для них моментально нашлись деньги на перелёт и проживание в Москве, на эфирное время в программе Первого Канала «Гражданская оборона» и т.д.
И никаких возражений от телеканалов и редакций – мол, "это не наш формат"! Их формат, их! Там, где удар наносится по православной Церкви - всегда "их формат"! Там, где удар наносится по устоям русской семьи, по многодетности - всегда "их формат"! Ну, а где бьют по прекрасной русской традиции подбирать на улице брошенных на свалке детей и усыновлять их – это, тем более "их формат"!
Но это - враги. У них работа такая – где только можно гадить Православной Церкви. В этом они последовательны, прогнозируемы и, где-то по-своему, даже честны. Но почему сама семья дала повод для их вселенского истеричного крика?! Ведь если бы не было почвы внутри неё, то не случился бы и этот очередной удар по Церкви. Что это - досадная «осечка» в православном воспитании детей? Поломка «генетического кода» русского духовенства? Или что-то исключительно внешнее?
Следует, правда, сказать, что в случае с семьёй Смоляковых есть одна особенность. Если большинство современных антицерковных кампаний в России были «заточены» на критику лично Патриарха, нашего священноначалия или «жирных попов на мерседесах», то здесь мы имеем более редкий случай – целью атаки стал рядовой священник. Причём заштатный. И причём бедный. Но, что делает его особенно опасным для наших «партнёров» - многодетный. Шесть детей родных и шесть – приёмных. Пример «отвратительный». А значит, вступает в действие методичка «Насилие в семье»…
В общем, я отправился в путь. Благо что расстояние до них от Ульяновска – совсем ничего.
Вот уже тридцать лет, проезжая по делам в Москву и обратно, постоянно обращаю внимание на одну старинную церковь в селе Сорлиней, что в мордовской глубинке, где-то между Дубёнками и Чамзинкой. Чем-то она берёт. И вроде нет в ней ничего необычного – небольшая, простенькая, строгая, но КАК она стоит! Она является абсолютной доминантой всей окрестности! Не заметить её с трассы просто невозможно - церковь властно притягивает к себе взгляд любого водителя.
Может я и идеалист, но за четверть века, что пишу и снимаю о Православии, привык считать, что лучшие семьи России – это всё же семьи священников! И лучшие дети России – это дети, воспитанные в семьях православных священников! Как журналист, видел этому подтверждение во множестве конкретных примеров! По всей стране. Поэтому то, что случилось в Мордовии, стало для меня шоком и личной болью.
***
Представлю родителей. Сергей Владимирович Смоляков, глава семьи, протоиерей. Ольга Михайловна Смолякова, матушка. Отец Сергий - бывший настоятель Никольской церкви в Сорлинее, 56 лет. Церковному служению отдал более двадцати лет. Ныне - за штатом по состоянию здоровья. Репутация его лично и у всей семьи в округе была высочайшая.
Тридцать пять неравнодушных людей дали мне интервью. Рассказали об этой семье всё, что думают. И каждый из них заявил, что готов подтвердить свои слова следователям СК. Теперь очень важно, чтобы их показания были, согласно УПК РФ, приобщены к трём уголовным делам, которые параллельно ведутся сейчас в Саранске: на отца, на мать и на органы опёки Чамзинки.
Из того, что я услышал, следует однозначный вывод - отец Сергий и матушка Ольга прекрасные люди! На заре Перестройки, когда Русская Церковь вышла на открытую проповедь к собственному народу, их сердца загорелись любовью к Богу. Максималисты по характеру, они решили воплотить на практике известную православную идеологему «Семья – Малая (Домашняя) Церковь», «Семья – монастырь в миру». И отдали этому лучшие годы своей жизни! Это плохо? Но чем?! Так веками жила Святая Русь. И просияла тогда святостью многих своих сограждан. И как журналист, я могу твёрдо заявить - таких семей сейчас в России тысячи! И их число неуклонно растёт. Знаю это не понаслышке.
И они не сектанты, не злодеи за высокими заборами. Они законопослушные граждане России, труженики: исправно платят налоги, ходят на выборы и достойно служат в армии. Иногда даже становятся депутатами. Они заметно реже других попадают в криминальные сводки полиции и заметно чаще других рождают детей. Стараются не пить-не курить, не извергать из себя «гнилые глаголы», а если любить, то исключительно (и только) своих родных жён…
Но это всё внешнее. Главное – глубже. Оно не публично, сакрально и напоказ никогда не выставляется. Смысл их короткой, временной земной жизни - приготовление к Жизни Вечной! Со Христом! Прежде всего самих себя, а также и своих детей. И здесь, внешнее и глубинное плотно переплетаются. Одно без другого «не работает».
***
Но вернёмся к хронике конфликта. Назревал он в их семье долго. И вот грянул. В итоге, половина детей – на стороне родителей: это Антон, Татьяна, Ольга, Кристина, Георгий и Кирилл. А другая половина написала на отца и мать заявления в Следственный Комитет Мордовии. Это Михаил, Анатолий, Анна, Екатерина, Иван и Максим. Причём, среди сторонников родителей - больше приёмных детей, а среди противников – больше родных. Парадокс…
Очень боюсь осудить кого-либо из всей этой семьи. В мои планы это совершенно не входит. Задачу свою вижу исключительно в поиске корневых причин зарождения конфликта. Если это получится. Поэтому, опираясь на свидетельства десятков людей, которых я опросил, а также на свои личные впечатления, ограничусь лишь предположениями появления этих самых злополучных причин.
Предположение первое - слабость «вертикали власти» в семье.
А была ли она вообще? Кто-то из обиженных «деток» стонал перед либеральными СМИ о страшной угрозе установления в семье жизни по «Домострою». Глядя на то, что случилось, испытываешь сожаление от того, что «Домострой» не был внедрён в семью лет двадцать пять – тридцать назад.
Следствие. Отборный мат в адрес матери и отца стал в последние годы со стороны всех четверых (Анатолия, Михаила, Ивана и Максима) обычным делом. Не думаю, что при «Домострое» это было бы возможным…
Образ главы семьи – отца Сергия, с подачи Анатолия, Михаила и Екатерины, приобрёл поистине демонический облик. Появились «свидетельства» о ледяном подвале, вмонтированных в стену цепях, систематических жестоких побоях, о принуждении есть собственные фекалии и многое другое. Порой, «показания жертв» противоречили одно другому. Но, извините… Я там был… И кое-что видел собственными глазами. И ответственно заявляю – всё написанное «несчастными жертвами произвола родителей» - полная чушь! Возникает законный вопрос – не стояла ли Катя на учёте у психиатра? Татьяна Смолякова отвечает: «Наверное, сейчас будем настаивать».
О многодетности семьи. Ведь в 90-е годы иметь в России многодетную семью – это был Подвиг! Однако, Смоляков Михаил Сергеевич заявляет: «Зачем набирали из детдомов столько детей? Я считаю, что это хайп! Мол, посмотрите, какая большая, дружная семья у священника!» Разумеется... А для чего же ещё? Как у нас на Руси говорят: "Ради красного словца не пожалею и отца"?
Предположение второе - внутрисемейный ежедневный молитвенный труд.
Да, когда случились проблемы с дочерью Аней, родители повезли её в Татарстан, к одному известному батюшке. Когда создалось напряжение с Екатериной - родители отвезли её пожить в женский монастырь в Зубовой Поляне. Когда появилось безпокойство из-за отказа Ивана ходить на службы в храм – родители призвали домашних усиленно молиться у его постели (перепугав бедолагу до смерти)! Всё это было. Но обращает на себя внимание полное отсутствие в огромном семейном фотоархиве хотя бы одной (!) фотографии общесемейной молитвы: утром или вечером, до трапезы и после трапезы, совместного слушания Священного Писания. И это при том, что в семье очень любили фотографироваться. Хотя, возможно, фотографии такого рода не выкладывали в сеть умышленно.
Следствие. Если слабость молитвенной жизни семьи действительно имела место быть (среди детей), то это не могло не отразиться негативно на лёгкости проникновения в их духовный мир всей последующей заразы.
Предположение третье – праздность.
Одной из целей тех, кто так рьяно позаботился о всероссийском тиражировании небылиц из Чамзинки, были т.н. проблемы «трудового рабства» детей. Действительно, вопросы здесь были. Но только противоположного характера – полного отсутствия или недостаточного трудового воспитания детей. У наших врагов, ювеналов, есть интересный термин – «удушающая родительская любовь». Пожалуй, в данном случае с этим можно и согласиться! Так, во внутренней жизни семьи преобладала больше «развлекательная составляющая» - концерты семейной группы «Мечта», «покатушки» на велосипедах, поездки к морю и т.д. И если девочки были под плотным контролем матери и многое в домашнем хозяйстве освоили, то у отца Сергия, возможно, служба занимала очень много времени. Праздники в жизни – это здорово, но, возможно, требовался и некий баланс. Приходилось от разных людей слышать о детях – «Где они работали? Миша хоть раз траву дёргал в огороде? Почему бы им там вместо Абхазии не поработать один месяц?! Наши дети всё лето в огородах пашут!»
Следствие. Праздность, в совокупности с вероятной недостаточной духовной работой над собой – прекрасная «питательная почва» для восприятия ребёнком любви к безбожному «обществу потребления».
Предположение четвёртое – влияние антиправославной пропаганды в интернете.
Анатолий ещё в детстве имел язву желудка. И вот родители однажды заметили, как он в своей комнате, втайне от всех, молился и истово клал земные поклоны. Итог – совпадение или нет, но язва исчезла, диагноз врачи сняли.
Михаил. Закончил 3 курса Казанской духовной семинарии. Его жена, Аня, после свадьбы два года не могла забеременеть. Родители повезли их в Ровенскую область на Украине. Есть там такой источник – святой праведной Анны. Мишина жена искупалась в нём и недуг исчез «сам собой». Сейчас у них двое ребятишек.
Но, однако, при всём родительском контроле за выходом детей в сеть, старшие братья нашли возможность ознакомиться в интернете с видеороликами А.Невзорова. В итоге, не помогли ни церковная жизнь родителей, ни их прислуживание в алтаре храма, ничего. Безбожный яд попал в души и начал свою разрушительную работу… «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» Пс.13:1. Почему же в душах детей он так легко «парализовал» веру?
Следствие . Всё дальнейшее поведение братьев носило характер протеста против Православной Церкви – сначала скрытого, а затем явного, демонстративного. Кресты с себя сняли. Браки не венчаные. В храм – ни ногой. Анатолий и Михаил, даже дважды лично приезжали в Ардатов и настойчиво просили Владыку Вениамина снять священный сан с их отца - протоиерея Сергия. Зачем? Смысл?
Предположение пятое – переформатирование мозгов, пропаганда «сладкой» мирской жизни, жажда комфорта и скорейшего богатства, морально-нравственная деградация.
Началось это увлечение у Михаила с Анатолием с безобидного – с культа тела, бодибилдинга. И вообще, со «здорового образа жизни» (ЗОЖ). Спортзал в новой части дома (будущий «каземат» с «цепями на стенах») давал для этого прекрасную возможность. Следом пошло увлечение «здоровым питанием», в образе сыроядения. Семья его частично даже поддержала. Дальше в поле зрения братьев попали видеоролики Юрия Ра о «саморазвитии» как личности. Ну, а на каком-то этапе Анатолий и Михаил открыли для себя крупные московские тренинги «Бизнес-Молодость» (БМ) и «Трансформация». Тренинги платные, очные, но денюжка у родителей для этого нашлась. Одна знакомая их семьи удивительно точно назвала ведущих тренингов «апостолами антихриста». Именно так – тихо, спокойно, под самым нашим носом, «в рабочем порядке» у нас воруют собственных детей.
Следствие . Как сказала одна из прихожанок – «Они застряли в своём детстве». Именно с момента окончания тренингов, семейный конфликт Смоляковых вошёл в завершающую фазу.
Иждивенчество тридцатилетних «деток» наглядно проявилось при попытке организации шиномонтажа, а затем и СТО. Вопрос, где брать стартовый капитал, даже не стоял - конечно же у родителей! Они же нас любят! Наверное, именно этому их и учили на всех тренингах. Что стоит родителям сходить в банк и взять кредит. На себя! Немного, всего тысяч по 500 руб. на каждого. Люди они известные, с прекрасной репутацией по всей Мордовии. Им не откажут. И, действительно, не отказали. Первые кредиты были взяты. Например, на покупку устройства для проведения «развал-схождения» осенью 2019г. потребовалось родительского кредита «всего» 1,5 млн. руб. Но неплохой в перспективе бизнес был загублен ими же - огромными нецелевыми расходами и халтурной работой.
13 ноября 2020г. четверо сыновей – Анатолий, Михаил, Иван и Максим, зверски избили своего отца – инвалида, протоиерея Сергия. О том моменте батюшка позже говорил: «Я не понимаю, откуда у них такая неадекватность пошла. Возможно, у них что-то с головой случилось?»
Михаил: «Если была бы возможность лишить родителей родительских прав и забрать детей, мы сделали бы так. Сажать родителей мы не пытаемся. Сажает их следствие, не мы» . Но вот ролик от 20 января 2021г. https://vk.com/10tvrm?z=video-70336234_456248646%2Fcaae2ee5245b0cd6da%2Fpl_wall_-70336234 Здесь Толик сам признаётся, что как только у адвоката забрезжила робкая надежда на смягчение меры пресечения родителей и их вполне могли выпустить под «подписку о невыезде», они (Толик с Мишей) немедленно «предоставили доказательства» социальной опасности папы с мамой. В результате, тех оставили за решёткой до середины февраля.
15 11 2020 они инициировали открытие уголовного дела против родителей. И главное их требование: «Мы хотим забрать несовершеннолетних детей под опёку! Цель - избавить детей от страданий и дать им нормальную жизнь».
Откуда такая маниакальная «заточенность» на «деток»? Здесь масса вопросов – «спасать» от кого, в связи с чем, почему «спасителями» являетесь именно вы, кто вас назначил быть ими, что вы детям можете предложить взамен, располагаете ли вы жилплощадью, деньгами, положительным жизненным опытом для их должного нравственного воспитания и т.д. Как совсем ещё недавно едко заметил приснопамятный отец Димитрий Смирнов: «Полководцы, проигравшие все свои сражения! Чему вы желаете поучить нас в этот раз?»
Изменение взгляда на семью. Вместо неё - община. Страничка Толика в ВК даёт много пищи для размышлений. Есть, например, у него там на видном месте репост учения одного языческого гуру. Пахнуло коммунами в молодой Советской России. Вот тезисы:
- «Семья устарела. Она превратилась в пережиток прошлого»
- «Даже мужья и жены не должны быть больше, чем друзьями. Вы живете спонтанно»
- «Дети принадлежат общине, они принадлежат всем»
Довершает картину нынешнего нравственного облика старших «деток» устойчивые сведения об их странной дружбе с В.Д. - одним журналистом с изысканными половыми предпочтениями. В итоге, его дом в престижном коттеджном посёлке Подмосковья гостеприимно распахнул свои двери перед Толиком. И Толик полетел туда как безмозглый мотылёк на яркий огонь. А 11 января этого года на аккаунте Анатолия в ВК появился странный репост статьи одной явно болящей дамочки, под броским названием «Гомосексуализм – это Я». К чему бы это?...
***
Сейчас, разгребая «головёшки » этого горестного семейного пожарища, сочувствуя родителям и тем, кто их всячески поддерживал, хочется обязательно найти добрые слова в адрес Смоляковых – старших.
Они не мыслят себя вне Святой Церкви и вне своей семьи. И я легко представляю, как им сейчас больно за истеричные и жестокие проступки своих детей. Ведь, несмотря на нанесённые им, родителям, раны, они остаются их любимыми и действительно родными детьми. А разве можно «отодрать» их от своей души и выбросить вон? Нет, невозможно! Ведь с каждым из них связано столько милых, нежных и трогательных воспоминаний. А куда деть ответственность за них перед Богом? Её, ведь, никто с них не снимал.
Но мы знаем и другое, что Господь не даёт искушения людям выше их сил, а также то, что «Кого Бог любит, того и наказует. Бьёт же всякого сына, к Нему приходящего» (Евр.12:6). А значит, эта супружеская чета из Чамзинки - люди сильные и им это вполне по плечу.
К тому же, в памяти слова схиархимандрита Власия (Перегонцева), который ещё до 2018г. сказал, что Анатолий будет в вере достаточно прочен, и в церквах будет вырезать иконостасы. Дай-то Бог!
Как знать, может быть «откачают» и других «утопленников» (о них чуть ниже) для более-менее благочестивой жизни? Ведь кому много прощено, тот и любит больше. Верно?...
Будем на это надеяться и обязательно молиться о протоиерее Сергии и матушке Ольги, в узах пребывающих! Суда ещё пока не было.
«Тайна сия велика есть»
«К сожалению, в нашем обществе есть бедные дети,
которым родители не смогли дать ничего, кроме денег»
Патриарх Сербский Павел
И, в заключение, о центральной задаче нас, православных родителей – о максимальном содействии ребёнку в зарождении у него личной веры. Именно - личной ! И именно - веры ! А не её суррогата. Чтобы в храм Божий он бежал САМ, по СВОЕЙ инициативе, а не под давлением до ужаса ревностных родителей. Ведь считаться настоящим, а не номинальным, православным человеком, истинным воином Христовым, он только тогда и может.
Но как этого добиться? Где та «кнопочка», которую достаточно было бы нажать…и, о чудо, ребёнок САМ рванул бы в храм! Загадка. Тайна. И у меня нет чёткого ответа на этот вопрос…
Ведь как люди приходят к обретению личной веры в Бога? Одни – через грехи и связанные с ними скорби, другие – через болезни, третьи – с холодным сердцем учёного «вычисляют вероятное присутствие в мире чего-то нематериального», четвёртых «ослепляют» и восхищают непостижимые уму чудесные явления, а пятые – просто с младенчества живут в верующих семьях и никаких других вариантов долгие годы и не знают. Просто «плывут по течению». И я не считаю, что это плохо. Наверное, это самый мягкий и духовно безопасный вариант. Ведь все остальные пути, кроме него, сопряжены с повышенным риском – то ли ты, в результате своих жизненных катаклизмов, к вере придёшь, то ли нет…
Хотя, конечно, если придёшь, то уже осознанно, добровольно и, скорее всего, навсегда. Человек в этих случаях, своё право называться православным христианином буквально выстрадал с кровью! Как волк, попавший в капкан - отгрызает сам себе лапу и вырывается на свободу. Духовную. Короче, экстрим. Но все ли из нас способны на такой героизм?!
Последний же вариант, где ребёнок знакомится с Церковью с рождения, этих ужасов лишён, хотя и он, кроме очевидных плюсов, имеет свои недостатки. Есть такое высказывание у Христа «…кому мало прощается, тот мало любит» Лк.7:47. Ребёнок получает веру (точнее – законное членство в Церкви) даром, авансом. Его личные усилия невелики – ну, пораньше проснуться на службу, чуть ограничить себя во время поста, не скакать по храму во время Литургии, не ковырять в носу. И всё! Взамен этого на душу такого ребёночка обильно изливаются реки, потоки Божественной Благодати! Туне! Даром!
Но ведь он это не выстрадал. И, соответственно, не дорожит и не ценит, а принимает как должное. Как привычный, даже немного скучный круговорот: говение, Всенощное Бдение, составление списка грехов, торопливое бормотание Канонов, ранний подъём, Исповедь, Причастие и, самое главное(!!!) – «слатенькая запивочка»! И родителям приходится прикладывать очень много усилий, чтобы как-то достучаться до его маленького сердечка и призвать своё дитё к серьёзности и благоговению. Получается ли?
Но вот ребёнок достигает относительной взрослости и начинает задавать «проклятые» вопросы. Сначала сам себе, а потом и родителям: «а действительно ли есть Бог?», «а почему Православие – это истинная вера?», «а точно ли существует загробная жизнь?» и т.д. Нужно ли здесь говорить, что зарождению таких вопросов активно способствует интернет. Вернее, безконтрольный к нему доступ.
И что-либо умное говорить здесь ребёнку почти безполезно. Ведь если Вас когда-то Православие «накрыло», «пробило» словно электротоком, и сейчас Вы ВЕРИТЕ – просто, по-детски, «на слово», только потому, что когда-то, от прихода к вере получили реальное облегчение, то далеко не факт, что такую же веру имеют сейчас Ваши дети. Их ведь ещё «не пробило».
В этой ситуации ребёнок, не желая огорчать родителей, будет искусно имитировать свой интерес к вере, оставаясь, в сущности, вполне теплохладным христианином. Как сказано – «ты не холоден, ни горяч» Откр. 3:15.
Так когда же к сердцу нашего ребёнка прикоснётся Сам Господь? Когда в его душе вдруг вспыхнет этот огонёк настоящей веры? Неудержимого влечения ко Христу? Когда она проявится у него? И проявится ли вообще? Большой, таинственный вопрос.
Ведь всё, что родители сделали до того – лишь подготовка, внешнее обрамление к принятию веры самим ребёнком. Или, увы,… к её полному отторжению. Именно на этом этапе детям иногда и «сносит крышу». Наверное, это самый «скользкий» период духовного роста человека, словно переход бурной реки – снесёт в пучину или не снесёт. Утонут они в ней или нет. И яркий тому пример – драма в Чамзинке, где таких «утопленников» оказалось сразу шестеро…
Чем же своим детям в этот сложнейший момент могут помочь их родители?
- Молиться о даровании детям горячей веры
- Продолжать реально жить всей семьёй церковной жизнью, вырабатывать привычку ходить в храм, регулярно участвовать в церковных Таинствах
- Воодушевлять их своим личным примером
- Терпеливо разъяснять основы православной веры
- Крайне желательно, чтобы в такой семье был духовный отец.
- Всемерно избегать поверхностных, неглубоких исповедей у детей. Добиваться их сожаления о содеянном, а не холодного, равнодушного «отчёта о совершённых грехах». Как это сделать? Только через доверительное общение при составлении списка.
- И ещё. «Техника духовной безопасности». С богословием играть нельзя. Особенно незрелым умам. Поэтому, один из самых важных моментов – ни в коем случае не допускать замыкания подростка в самом себе. «Обратная связь» с ребёнком жизненно важна. Если она оборвана, следует любыми путями его «растормошить», докопаться до причин. Дело в том, что некоторые дети, проявляя похвальное в общем-то рвение, могут настолько глубоко уйти в своих размышлениях в глубины богословия, что попросту там запутаться. Это та самая «ревность не по разуму». В итоге, они могут насочинять себе различные собственные «теории», чуждые Православию, а честно признаться родителям и попросить у них помощи боятся. Им и стыдно, и боязно – а вдруг поругают? Вот тут, как нигде, и нужна своевременная помощь старших. Иначе дело может кончиться бедой – «откровения снизу» долго ждать себя не заставят!
***
Перед глазами – старт космической ракеты. Двигатели первой ступени (папа с мамой) разогнав корабль и отработав своё, отделились и, падая, «сгорают в плотных слоях атмосферы». А у второй ступени (ребёнок) включается маршевый двигатель, мощная струя пламени разгоняет ракету дальше, и она успешно выходит на орбиту. Как-то так.
А если маршевый двигатель второй ступени не спешит включаться? Или временно, или совсем? Ну, не желает! А «первая ступень» уже давно на кладбище. Что тогда будет с «ракетой»? То-то и оно…
***
Так что же могло бы стать для меня доказательством того, что эта личная вера в моих детях, наконец, возгорелась? Отвечу.
Хотелось бы дожить до того дня, когда, проснувшись в воскресение, я не увижу их в своих постелях, а на столе лежала бы записка: «Папа, мама! Вас разбудить невозможно! Мы честно пытались это сделать. Короче, мы уехали в храм, на Литургию».
Господи, как же я был бы счастлив!
Сергей СЕРЮБИН г.Ульяновск
Если Вам понравилась статья, не забудьте, пожалуйста:
· поставить лайк оставить комментарий
· подписаться (нажать вверху колокольчик)
· поделиться со своими друзьями в соцсетях
Читайте также:
· Православие - религия бабушек?
· Попёрли с олимпиады?! И слава Богу!... (в трёх частях)