Отношение к миллиардерам определенной части человечества окрашено множеством отрицательных эмоций. Чем ниже уровень жизни населения страны, тем обычно сильнее они проявляются.
Десять стран с наибольшим количеством миллиардеров:
1. США - 614
2. Китай - 388
3. Германия - 107
4. Индия - 102
5. Россия - 99
6. Гонконг - 67
7. Бразилия - 45
8. Британия - 45
9. Канада - 44
10. Франция - 39
Для оценки дисбаланса показателей России и мира достаточно сравнить количество миллиардеров и их роль в национальных экономиках.
Закономерно, что рост благосостояния российских миллиардеров начался с 2000 года и возвращаться к уровням цивилизованных государств он явно не собирается. А особо одаренные секретари вообще заявляют об отсутствии олигархов в России. Но у них своя Россия, а у 90% населения – своя, хоть и те, и другие живут в одной эпохе путинизма.
Но за всеми этими экономическими тенденциями, ложью публичных фигур и общественным мнением скрывается весьма интересная экономическая модель. Она даже получила свои многочисленные названия: мировое (тайное) правительство, теории заговоров и прочие на любой вкус и цвет их сторонников.
Итак, на чем основано большинство рекламных роликов и маркетинговых ходов? На сниженной стоимости товаров и услуг относительно других продавцов, при сохранении потребительских свойств товаров на аналогичном уровне. Этим нехитрым способом задействуются такие качества потребителей как экономность, рационализм, сиюминутная выгода, жадность, расчет и прочие.
С точки зрения экономики создается, казалось бы, парадоксальная ситуация, при которой капиталист (он же миллиардер, олигарх, работодатель) предлагает работнику (потребителю) товар в ущерб своим прямым интересам – получение дохода (извлечение части прибавочной стоимости в своих интересах). Да, со времен «Капитала» Карла Маркса ничего не изменилось.
Производство условного товара (услуги) требует одних и тех же затрат. При этом ресурсоемкость товара различается в зависимости от географического положения страны, стоимости ресурсов (комплектующих), рабочей силы и других факторов. Кратко говоря, это все те же веками неизменные: предметы труда, средства труда и рабочая сила.
Но снижение стоимости первых двух категорий требует значительных усилий со стороны капиталиста ввиду задействования сложных цепочек производственных отношений с другими капиталистами: маркетинговые исследования, встречи и переговоры, пересмотр закупок и логистики и прочие затратные по времени и деньгам мероприятия.
Наиболее простой из этой триады остается категория рабочей силы. А что такое рабочая сила? Это персонально работник, трудовой коллектив и система управления этим коллективом.
Чем дешевле будет обходиться рабочая сила для капиталиста, тем более дешевым будет для него производство товаров (услуг), тем больше он будет получать прибавочной стоимости. Частью этой прибавочной стоимости можно пожертвовать для снижения отпускной цены товара на рынке или изъять для роста своего благосостояния.
Частично именно на этом принципе дешевой рабочей силы и осуществляются экономические рывки и прочие «чудеса» в мировой экономике. Социалистическая и коммунистическая идеология, жесткая планово-государственная экономика, пропаганда и другие директивные методы позволили вполне успешно «встать с колен» Советской крестьянской России, Китаю, странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, самым простым и дешевым способом для капиталиста снизить стоимость товаров (услуг) остается удешевление рабочей силы на единицу производимой продукции с одновременным сохранением ее качественных характеристик. То есть мы приходим к классическим формулам, известным каждому практически с детства: работать больше за одну и ту же зарплату (работник), платить меньше за одну и ту же работу (капиталист).
Поэтому сниженные цены на товары (услуги) в большинстве случаев обусловлены желанием и безысходностью людей, работать больше и получать за свой труд меньше денег для элементарного выживания и реализации своих потребностей. Что и является основой для мигрантских потоков рабочей силы как внутри государств, так и международных.
Вторым важным и интересным моментом в этой модели является следующее.
Предложение дешевого товара (услуги) имеет психологический посыл «купить дешевле», тем самым сэкономив свои деньги. Но никогда предложения капиталистов не основаны на предложении потребителям заработать больше денег или потребовать повышения оплаты труда, чтобы купить их товар.
В данном случае используется элементарная лень людей: не надо думать об устройстве мира, рассуждать о различных явлениях, будь потребителем и радуйся очередной распродаже. Одним словом «нам не нужны умные, нам нужны преданные и исполнительные». Эта философия и лежит в основе потребительской модели. Модели, тщательно культивируемой капиталистами и воплощенной в жизнь самими работниками.
Определяющим фактором в рыночных отношениях является спрос. Поэтому не стоит удивляться тому, что сами же рядовые потребители (работники) породили индустрию торговых центров (удобно же все купить в одном месте), маркетплейсов (дешевле же иногда и из дома не надо выходить), транснациональных корпораций, холдингов и прочих крупных образований и других явлений в мировой экономике, которые все больше обогащают их собственников.
Естественно, что наукоемкие и прочие капиталозатратные производства требуют высокой концентрации ресурсов всех видов и поддержки государств. Но первичные уровни вполне по силам малому и среднему бизнесу, в котором и могли бы быть задействованы широкие слои населения. Это же население могло бы создать свой контур потребления и перераспределения ресурсов и капиталов. Этот контур может существовать и диктовать свои условия олигархическим образованиям. Все базовые потребности людей элементарно могут удовлетворяться малым бизнесом.
А какое типичное пожелание к своей работе среднестатистического сотрудника? Правильно. Работать в крупной известной компании, получать большую зарплату и при этом не сильно напрягаться на работе, чтобы хватало времени решать свои вопросы, мониторить соцсети и новости и другими способами отлынивать от работы.
Так что независимо от вашего отношения к олигархии, прежде всего, следует спросить у себя: А что сделал я, чтобы быть на их месте? Или чтобы их не было?
Так что пока зарабатывание огромных денег и перераспределение роскоши - это удел «сильных мира сего», которые всегда готовы обеспечить вам минимальный набор жизненных потребностей, чтобы от работы кони не сдохли.
Естественно в каждом государстве есть свои особенности, но общий тренд годами остается неизменным. И только вам решать: быть в этом тренде, следовать за ним или все-таки хотя бы задуматься над происходящими тенденциями…
И в завершение поста, наше старое, доброе и вечное: подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное; поставьте лайк, напишите комментарий, поделитесь с друзьями.
Ваш фидбэк очень интересен. Это и обычная благодарность автору, и ваши новые ситуации, из которых можно усовершенствовать изложенный материал, и новые мысли для будущих публикаций.
Для желающих внести материальную благодарность, - под постом есть абсолютно безопасная форма от Яндекса для перечисления пожертвований на кофе для бессонных ночей. Всем спасибо и до новых «забойных» постов.
Почитать другие посты блога можно здесь
Публикуемый контент не всегда соответствует специфике сайта или может быть неуместным, поэтому рекомендуем подписаться на другие наши ресурсы