Нашумевший бестселлер Гузель Яхиной и, в особенности, сериал, снятый по этому роману, продолжает занимать умы и сердца россиян, и не только татар. Как человек, в диссертации которого значительное место занимает образ Зулейхи, воссозданный более чем 100 лет назад в пьесе великого и глубоко почитаемого татарского писателя Гаяза Исхаки, я не могла не высказать своего мнения.
Зулейха Г.Исхаки
Одноименная пьеса Г.Исхаки – это история борьбы татарского народа на примере одной деревни против насильственного крещения в 1860-х годах. Это трагедия навязывания христианства мусульманам и их сопротивление кощунству развернувшейся кампании. Зулейха – центральная фигура той борьбы.
Символические имена
Конечно, Зулейха и Йусуф, который у Яхиной стал Йузуфом, - сакральные имена, дорогие сердцу тех, кто считает себя татарином. И надо напомнить, что имена эти не придуманы Г.Исхаки,
Они берут начало из кыйссы Кол Гали (начало 13 века), где Йусуф – пророк, символ чистоты помыслов, примера праведной жизни. Зулейха – его возлюбленная. Их любовь прошла через большие тернии и восторжествовала во всех сферах жизни. Главная идея того произведения – ислам и его ценности.
кыйсса - сказание
Взлом сакральности
Г.Исхаки – продолжатель идеи К.Гали. Таким образом, Г.Яхина, назвав своих героев именно этими именами, неосторожно замахнулась на ценности, хранимые татарами на протяжении тысячелетия. Именно этот аспект и оскорбляет современных татар.
При коммунизме
Но в остальном автор правдиво воссоздаёт то, что было в реальности. Коммунисты возмущаются по поводу дискредитации СССР Яхиной. Но она опирается не только на документы, но и на устное народное творчество 30-х годов двадцатого века. Есть множество беитов, воспоминаний раскулаченных граждан, где изображены случаи, когда людей, взятых по навету или по разнарядке, спущенной сверху, грузили в товарные составы, нисколько не заботясь о том, что у них очень небольшие шансы выжить в дороге, отправляли в неизведанные необжитые места. И о том, как тонула баржа с заключенными, имеется очень красноречивый беит, опубликованный после распада СССР в сборнике устного народного творчества татар.
беит - жанр устного народного творчества татар, по форме подачи схож с былинами.
Вполне достойные люди
Г.Яхину обвиняют в изобилии порнографических сцен, но, видимо, у неё и кинематографа не нашлось других средств, чтобы довести до зрителя всё происходящее. Я считаю: основания обвинять Зулейху Яхиной в том, что она вышла, якобы, замуж за русского Ивана Игнатова, нет. Во-первых, замуж в прямом значении этого понятия, она так и не вышла. Совместное проживание у них случилось уже после побега Йусуфа в Ленинград. Во-вторых, в тех невероятно страшных условиях, в которых они оказались, где люди теряли в себе человека, и Зулейха, и Игнатов проявили себя вполне достойными людьми, сохранившими в себе человечность.
Суть отказа
Зулейха долго сопротивлялась предложению Игнатова жить совместно, хотя причина того заключалась, как теперь говорится на языке психологии, в блоках, засевших в ней в результате общения со свекровью, из-за страхов, посеянных в невестке ею, и, наверное, из-за соответствующего воспитания. Браки с не мусульманами у татар категорически запрещались, и они случались крайне редко.
Глаза открылись?
Но почему такое название?! Из чего видно, что Зулейха «открывает глаза»? Это тоже смущает бдительных татар. Возможно, в освобождении от блоков, в уходе от страха? Я считаю: глаза она открывает в самом конце повествования в 60-ые годы, когда, наконец, у неё появляется возможность воссоединиться с семьей сына, жить более свободной человеческой жизнью. К этому она приходит через освобождение от чар призрака Упырихи – коварной и привередливой свекрови, преследовавшей её на протяжении многих лет.
Во имя спасения
Смысл жизни Зулейхи и Игнатова определился спасением сына Зулейхи, который по документам теперь Игнатов Иосиф Иванович. Здесь празднуется торжество жизни молодого человека, можно бы было сказать, переставшего быть татарином, но ведь у него жена-татарка и уже народились дети. Это утверждение жизни татарина в той форме, в которой она возможна в тех реалиях.
Патриархальность не имеет национальности
Кое-кого возмущает изображение жизни татарской семьи до раскулачивания, жестокость мужа Муртазы и свекрови Упырихи. Но, давайте сравним это с бессмертным романом «Мать» М.Горького или с пьесой Н.Островского «Гроза». Разве Власов – муж главной героини Пелагеи Ниловны или свекровь Катерины - Кабаниха были чем-то лучше. М.Горький оправдывает его жестокость, бесчеловечность условиями жизни, тяжёлой беспросветной работы на заводе, отнимающем все силы своих работников. На этом фоне, Муртаза более достоин оправдания. Ведь он жертва. У него отбирают кровное добро, заработанное собственным трудом.
Зулейха Яхиной - обычная женщина
Так что, Муртаза – типичный представитель патриархальной семьи, не только татарской, а Зулейха схожа с Пелагеей Ниловной в своей забитости, беспомощности, бесправии и унижении. Это типичная патриархальная российская семья, таких было много в жизни и достаточно в литературе. Надо признать, что теперь, а началось это не сегодня, большая часть татар уже не татары в том значении, в котором они ими были, например, в середине девятнадцатого века.
Одно из многих
И, стало быть, в романе Г.Яхиной нет ничего возмутительного – это типичное произведение, которых много в литературе российских народов. Оно написано тем же общеизвестным методом.
Возможная заслуга Г.Яхиной в том, что она поведала миру о том, что есть в России такой народ – татары. Но гордиться здесь, увы, нечем. Об этнических ценностях народов России много говорится, дальше говорения ничего не продвигается.
Мир един
И всё же хочется добавить, что мир един. Он динамичен. Человек, не осознавший это, не подчинивший свою жизнь законам мироустройства своего времени, обречён на гибель. Зулейха Гаяза Исхаки, ставшая символом татарского классицизма, вызвала восхищение и уважение представителей татар. Но, согласитесь, это не жизнеспособный образ. По идее Исхаки, она умирает победителем, непоколебимой мусульманкой. И такой образ был востребован на то время. Благодаря этому образу, татары продолжают существовать, и по сей день сохранять свою этническую идентичность. Но уже тогда у его Зулейхи не было будущего, поэтому автор сделал так, что она умерла.
Статика и динамика
Конечно, все когда-то умрём, но это в жизни, а не в произведении искусства. Настоящее произведение искусства – это, прежде всего, система символов, торжество определённых истин, признанных на то время, в котором они предлагаются читателю. Зулейха у Г.Исхаки – это статика, она не жизнеспособна, хотя и очень симпатична для татар.
Зулейха Яхиной – это пример реальной трансформации миллиона татар и татарок, которая случилась и продолжает случаться сейчас, ибо человек вынужден выполнять те задачи, которые на него возложены фактом рождения, а они не могут осуществляться вне времени и пространства.
Жестокая реальность
Представители татар поколения Г.Яхиной относятся к её детищу примерно так же, как и автор. Они видят в ней не падшую женщину, а выжившую в невероятных условиях мать и, главное сохранившую жизнь сыну, сумевшую вывести его из того замкнутого круга, в котором осталась пребывать сама. И Игнатов, как впоследствии выяснилось, такой же подневольный и бесправный, как и невольники, надзирателем которых он вынужден был на протяжении многих лет быть. Хотя у него был выбор, предложенный коварным Зиновием Кузнецом.
Любовь и в плену выживает
На фоне этого бездушного карьериста и предателя Горелова, жестокой и самоуверенной Насти Котельниковой Игнатов очень симпатичным получается. Безусловная чистая любовь Константина и Изабеллы – супружеской пары, сумевшей быть счастливой в условиях плена, добавляют в это тяжёлое произведение негасимый свет. Они оттеняют отношения Зулейхи и Игнатова, сложившиеся через множество страданий. И это не животная страсть, а трудная мучительная, возможно, во многом исковерканная, искажённая, но, всё же, любовь.
Исходя из сегодняшних реалий нашей жизни, остаётся добавить. Мир един. Свобода Души человеческой возможна только тогда, когда человек осознает свою ценность, а ценность эту он может осознать только тогда, когда будет на одной волне с тем, что от него ожидают Высшие Силы. При условии, что они вообще позволяют это тому или иному человеку.