Найти в Дзене
Ай да Музыка

Идоменей-царь Крита

О,Моцарт,Моцарт!
Мы привыкли к этой фамилии,а между тем,прислушайтесь:как это необычно звучит: Моц-Арт...Причем,последнее словосочетание-это Art-
Искусство!
С оперой "Идоменей" Моцарт вошел в историю как настоящий оперный мастер.Это выдающийся образец "серьёзной оперы"-opera seria.

О,Моцарт,Моцарт!
Мы привыкли к этой фамилии,а между тем,прислушайтесь:как это необычно звучит: Моц-Арт...Причем,последнее словосочетание-это Art-
Искусство!
С оперой "Идоменей" Моцарт вошел в историю как настоящий оперный мастер.Это выдающийся образец "серьёзной оперы"-opera seria.
Здесь мы снова сталкиваемся с историями вампиризма: отец приносит в жертву собственного сына.Это может быть не только физическое жертвоприношение, но скорее всего энергетическое.И эта карма распространяется на последующие воплощения.


Первоначальный сюжет повествует о царе Идоменее, который обещает чудовищу при возвращении на родину принести в жертву первое же встреченное им существо,и,первый кого он встретил,был его собственный сын.
Идоменей ужаснулся и не исполнил обета.Тогда боги наслали моровую язву.Жители острова,чтобы умилостивить богов,попросили царя оставить их навсегда.И он умирает вдали от родины.


Антуан Данше немного переосмыслил этот миф,и написал либретто,которое известный тогда композитор А.Кампра положил на музыку.В сюжете образуется любовный треугольник,в котором Идоменей и его сын влюблены в одну женщину-троянскую пленницу Илию.
Немезида-богиня мести-насылает на царя безумие,и он в порыве ревности убивает своего сына,таким образом, невольно исполняя роковой обет.
Опера была поставлена в 1712 году в Париже.
Возможно Моцарт был знаком с нею.


Джамбаттиста Вареско-либреттист-предложил другой вариант сюжета:
любовный треугольник был заменен соперничеством двух женщин.Они обе влюблены в Идаманта-сына царя.
Появляется дочь царя Агамемнона Электра-неся весь груз рокового прошлого-( Агамемнон был убит Клитемнестрой ), она превращается
в женщину-вампира. Она жаждет мести,она ревнует к сопернице,и желает ей смерти.
Желая обмануть богов, Идоменей ( вырастивший свое детище для себя),
отправляет своего сына вместе с Электрой в Грецию.
Моцарт подсознательно всю жизнь пытался освободиться от влияния своего отца.
Электра безумно счастлива-она получила желаемое! Но ее радость недолговечна.
Оставшаяся на Крите Илия предается печали и горюет о своем любимом.
Посейдон воспылал гневом из-за обмана Идоменея, и из морской пучины выплывает страшное чудовище. Разыгрывается буря.
Буря разыгрывается и в сердцах. Идамант решает убить чудовище,и тем самым,погибнув,выполнить обет отца. Но он странным образом побеждает чудище и остается в живых.
Тогда Посейдон снова требует у Идоменея принести Идаманта в жертву.
Тяжко страдающая Илия решается пожертвовать собой вместо Идаманта.
Но, к счастью, все заканчивается хорошо.
Тронутый страданиями девушки Посейдон сменяет гнев на милость и
делает Идаманта царем Крита.
Таким образом,и волки сыты, и овцы оказываются целы.
Идоменей продолжает вампирить не только сына, но и его супругу.

В "Свадьбе Фигаро" таким упырем является граф Альмавива,
желающий воспользоваться правом первой брачной ночи и похитить невинность у невесты Фигаро.
К счастью, и здесь все заканчивается слишком хорошо.

Итак, слушайте фрагменты опер в самом выдающемся исполнении.


Идоменей, царь Крита
Акт 1
1. Quando avran fine omai (Илиа)
Когда закончится этот день (Илиа)
2. Radunate i Troiani
Соберите троянцев (Илиа, Идоменей)
3. Eccoci salvi alfin
Мы в безопасности, альфин (Идоменей)
4. Vedrommi intorno
Посмотри на меня (Идоменей)


Акт 2
5. Se il padre perdei
Если отец проиграл (Илиа)
6. Fuor del mar
Бушующее море (Идоменей)
7. Chi mai del mio provo
Что мне моя попытка (Электра)
8. Sidonie sponde
Сидонские валуны (Электра, Идоменей)
9. Pria di partir, oh Dio
Перед отъездом, о Боже (Электра, Идоменей, Идамант)
10. Qual nuovo terrore
Какой новый ужас (хор)
11.Eccoti in me, barbaro Nume
Вот ты во мне, варвар Нум (Идоменей)
12. Corriamo, fuggiamo
Бежим, бежим (хор)


Акт 3
13. Solitudini amiche
Приветливое уединение (Илиа)
14. Principessa, a yuoi sguardi
Принцесса, в твои глаза (Илиа, Идамант)
15. Accogli, o re del mar (Gran sacerdote di Nettuno)
Добро пожаловать, о царь моря (Идоменей, Арбече-друг Идоменея,верховный жрец Нептуна)
16. Padre, mio care padre
Отец, мой дорогой отец (Идамант, Идоменей)
17. No, la morte io non pavento
Нет, я не боюсь смерти (Идоменей)
18. Ma che piu tardi
Но что потом? (Илиа, Идамант, Идоменей)
19. Ha vinto Amore
Любовь победила (Илиа, Идамант, Идоменей, Арбаче, голос оракула)
20. Oh smanie!-D`Oreste, d`Aiace (Elettra)
О страстное желание! -D`Oreste, d`Aiace (Электра)
21. Scenda Amor, scenda Imeneo (Chor)
Да сойдет Амор, пусть сойдет Гименей (заключительный Хор)