Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. Режиссёр ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ родился 22 марта

ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ. Снято 1972/12/23
ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ. Снято 1972/12/23

Советский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ родился 9 (22) марта 1905года в Киеве. Умер 11 мая 1973 года в Ленинграде.

ворчеством Козинцев начал заниматься будучи студентом Киевской школы живописи – принимал участие в оформлении спектаклей в театре Соловцова и в декорировании киевских улиц. Григорию нравилась работа в театре, и в 1919 году, еще учась в гимназии, он вместе со своими друзьями организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», где ставил спектакли.

В 1920 году Козинцев переехал в Петроград, где два года обучался живописи в Петроградской академии художеств и одновременно работал режиссером Студии Театра Комической оперы, ища свои пути в искусстве. В 1922 году начала работать знаменитая театральная мастерская ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера, где обучение актеров сочеталось с постановкой спектаклей), основанная Козинцевым и Л. Траубергом и воспитавшая плеяду замечательных актеров и режиссеров кино. Постановкой эксцентрической переработки «Женитьбы» Н. В. Гоголя Козинцев и Трауберг дебютировали в художественной жизни Петрограда 1920-х годов.

Уже через год они решили перенести свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кинематограф, преобразовав театральную мастерскую в «Киномастерскую ФЭКС», и с 1924 года начали работать в кино (до 1946 года все фильмы Козинцев ставил совместно с Траубергом).

Первые их режиссерские работы в «немом» кино – «Похождения Октябрины» (1924) и «Мишки против Юденича» (1925) – отличались эксцентризмом, а первый полнометражный фильм – романтическая мелодрама «Чертово колесо» (1926) – был уже зрелой работой. Следующий фильм, созданный силами ФЭКС, «Шинель» (1926) стал одним из шедевров советского немого кино. А комедия «Братишка» (1927) и историческая мелодрама «С. В. Д.» (1927) пользовались большим успехом у зрителей.

С началом звукового кино начался и новый период в творчестве режиссеров – их картина «Одна» (1931) обозначила переход к реалистическому искусству. Следующее десятилетие они посвятили работе над трилогией «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939), вошедшей в золотой фонд отечественного киноискусства. Хотя картины были сняты в жанре историко-революционной эпопеи, чем режиссеры отдали дань официальному искусству, но это не помешало им сделать эти ленты зрелищными и новаторскими.

В годы Великой Отечественной войны Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников». В 1946 году режиссер попал в опалу из-за своего фильма «Простые люди» (он вышел на экраны СССР только в 1956 году), который был включен в число «порочных, неудачных и ошибочных» лент. Но все же ему позволили снимать, и он обратился к биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947) и «Белинский» (1953). Возвращение Козинцева в широкий кинематограф состоялось только после смерти Сталина – в середине 1950-х годов Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Григорий Михайлович для съемок фильма «Дон Кихот».

ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ. Снято 1972/12/23
ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ. Снято 1972/12/23

Хотя за последующие два десятилетия он снял всего три фильма, но все они стали событием не только в российском, но и в мировом кино. Его «Дон-Кихот» (1957) стал классическим образцом экранизации, получил высокую оценку во всем мире и Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере (1958). Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа. Важнейшим этапом творчества Козинцева этих лет стала работа над трагедиями Шекспира – фильмами «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Еще в 1962 году он выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к этим выдающимся экранизациям.

Параллельно с работой в кино Козинцев выступал и как театральный режиссер. На сценах различных ленинградских театров он поставил спектакли «Опасный поворот» (1939), «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954). Также он является автором ряда книг.

Не менее важной сферой деятельности для Григория Михайловича была и педагогика. Еще в 1926 году он начал преподавать в Ленинградском институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС, с 1944 года вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 – профессор), а в 1965-1971 годах руководил режиссерской мастерской на «Ленфильме». Среди его учеников известные сегодня режиссеры – И Авербах, А. Герман, И. Масленников, А. Орлов, С. Ростоцкий, Э. Рязанов и многие другие." Источник: https://www.calend.ru/persons/6935/

"Эксцентрики Козинцев и Трауберг. Звёзды русского авангарда"

Их режиссёрский дуэт заложил основы ленинградской школы кино. Создатели Фабрики эксцентричного актёра (ФЭКС), из которой вышли будущие звёзды кино, такие как Сергей Герасимов, Елена Кузьмина, Петр Соболевский, Янина Жеймо и Олег Жаков. В сотрудничестве с оператором Анатолием Москвиным, композитором Дмитрием Шостаковичем и художником Евгением Енеем создали ряд классических кинопроизведений, среди которых "Шинель", "Новый Вавилон", "Трилогия о Максиме".

Григорий Козинцев о В. Плотникове:

отография уже давно стала искусством. И, может быть, одним из главных признаков искусства является то, что на снимке (если он явление искусства) уже отчётливо видно не только лицо того, кого снимают, но и того, кто снимает.

И тут можно начать разговор о Валерии Плотникове. Он и есть один из тех людей, чей отпечаток, личность которого легко узнать на любом снимке: улица, портрет писателя или артисты, изделие ювелира или модельера. Он - автор, и его работы можно узнавать без подписи. При этом он отличим не какой-то единой манерой, стилизацией (что было бы мне не по душе) "под импрессионистов" или "сюрреалистов", а отношением к модели, всегда особенным, выраженным в каждом случае особенными средствами. Надо сказать, что сама техника фотографии достигла такого совершенства, что современная фотокамера может снимать почти без усилий человека - навести фокус, определить экспозицию, - и только крохотное движение пальца и направление взгляда объектива - всё, что требуется от любителя. Это очень простая техника.

В руках Плотникова очень сложная техника - итог труда и опыта химиков, оптиков, механиков; он отлично владеет всем этим, Однако лучшие его работы определяет не техническая виртуозность, а мысль, чувство - внутренняя связь с реальностью, моделью, предметом.

В каждом объекте он находит "своё"; он не обезличивает этот предмет, чтобы показаться оригинальным, а выявляет фотографией. Слово "снимать" здесь можно употребить и в более сложном смысле: он углубляется за поверхность явления.

Конечно, его модели различные. И не только он влияет на тех, кого снимает, но и сам предмет воздействует - по одному выглядят на его снимках люди, по-другому - изделия ювелиров, рекламы тканей.

Есть фотографы-репортёры (их искусство - мгновенно схваченная кульминация событий); есть фотографы, приближающие снимок к графике или живописи. Ну а как бы определить Плотникова? Пожалуй, он фотограф-режиссер. Тут как будто и заключена особенность его искусства.

Он задумывает фотографию как постановку. Вглядываясь в предмет, он открывает атмосферу, в которой обнажились бы черты его особой жизни; он придумывает платье - как раз то, которое усилило бы образ. Он и художник-декоратор, и сочинитель планировок (иногда нужно снимать на натуре, тогда он ищет подходящие улицы, погоду, время дня; иногда важна жизненная среда; иногда - просто пустое пространство).

Я наблюдал за ним во время работы. Его моделям приходится нелегко. Он требует, чтобы надели костюмы определенного цвета, который кажется ему необходимым, чтобы они стояли на морозе без пальто и шапки - именно это важно.

Съёмка - лишь последняя деталь, и не самая главная. Oн замышляет фотографию, всматривается в выбранного им человека, вглядывается в труд людей, в фактуру ткани, в объем вещи.

Плотников по образованию кинооператор, выпускник ВГИКа, - он знает, что нельзя снимать жизнь одного уровня. Он понимает, когда необходимы крупный план, время и покой, чтобы заглянуть в человеческие глаза, и когда на мгновение должны перенестись лишь смазанные в движении общие черты, контуры.

Искусство фотографии для него - постановка фильма, который приходится снимать по одному кадру, но каждый из них - сцена, сюжет, действие: это кадры очень длинной ленты, название которой - жизнь; вглядываешься в снимки Валерия Плотникова, и кажется, что лента эта движется: перед нами проходят люди, вещи, сюжеты драм и комедий, открываются двери жилищ, ветер несется по улице, раздувает платье женщины...

Это наши дни, знакомые нам люди - теперь всё можно пристальнее рассмотреть.

Портрет режиссёра, современника Козинцева --> Глазами Валерия Плотникова. СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ открыл Высоцкого

Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Не забывайте ставить лайки, делиться в соцсетях, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.