Пора бы уже привыкнуть, что русское усадебное зодчество есть понятие, скорее, архивно-умозрительное. То есть, хозяева у имений были, парки разбивали, дворцы строили, даже чертежи иногда найти можно, но на самой земле мало чего осталось.
Руины - вот самое безобидное имя огрызкам цивилизованного землепользования и осколкам оскверненных фамильных склепов.
Было, наверное, холодновато для вдохновенных прогулок среди вековых дубов и елей, но терпимо для совпадений и открытий. Без того и другого не обошлось.
Сначала мы ехали в Торосово. Давно хотелось осмотреть усадьбу Врангелей – той из многочисленных ветвей скандинавских баронов, что подарила истории знаменитого «черного барона» - генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля главнокомандующего Вооруженными силами Юга России (ВСЮР).
В Торосово развалины баронского особняка и парк начинаются прямо во дворе местной администрации. Заруливаешь на стоянку, к дверям поселкового Совета и наслаждайся: хочешь, с горки катайся, а хочешь – запечатлевай останки архитектурного чуда, пока есть на что смотреть.
Дом, выстроенный под «английскую готику», в 1870 году, даже в таком ужасающем виде кажется нарядным. Крепкая кирпичная кладка и архитектурное решение (архитектор неизвестен) говорят об основательности и вкусе его владельца – барона Михаила Георгиевича Врангеля – Лифляндского генерал-губернатора и дяди белого генерала.
Усадебный парк - целиком рукотворный. Тщательно продумана последовательность чередования отдельных его участков. Раскидистые кроны лип, лиственниц, дубов, ясеней, вязов чередовались с четкими силуэтами елей и пихт. Рисунок обогащался разнообразием древесных насаждений и декоративных кустарников. Выделяясь на фоне густозелёных, ковров полян и лужаек, они создавали ландшафтные картины. Дворец, расположенный на возвышенности, был виден из различных уголков парка. Нынче руины дома-замка и погибающий парк, мало кого интересуют.
Вряд ли кто из потомков людей, убивавших здесь в феврале 1918-го двоюродных братьев «черного барона» Георгия и Михаила, знает, что до 1870 года на месте усадьбы было голое поле.
Дед Петра Николаевича Врангеля - Егор (Георгий) Ермолаевич (1803 - 1868) был землевладельцем. В Санкт-Петербургской губернии ему принадлежали имения Терпилицы, Торосово, Лопец. Торосово и Терпилицы он приобрел в 1840 году.
В 1850 - 1860-х годах герой Варны и штурма Варшавы, награжденный Золотым оружием и несколькими орденами, неоднократно выбирался предводителем дворянства Ямбургского уезда. Барон был женат на правнучке Абрама Петровича Ганнибала Дарье Александровне Траубенберг, троюродной сестре А.С. Пушкина.
Выйдя в отставку в чине штабс-капитана, Егор Ермолаевич служил чиновником для особых поручений при генерал-провиантмейстере Военного министерства. За заслуги и рвение барон был особо отмечен царем Николаем I.
Интересно, что «Колокол» Герцена рассказывал о бароне, как о «неистовом крепостнике», а крестьяне называли «возлюбленным благодетелем» и писали в С-Петербургские ведомости:
«Редкая из наших изб не построена им не только из его материала, но и на его деньги. Постоянно доставляемые нам щедрые заработки, для которых мы ежегодно вполне освобождались от исполнения барщины в зимнее время, при крепостном состоянии, а вместе с тем постоянное наблюдение за тщательным ведением наших собственных хозяйств, послужили основой настоящему нашему благосостоянию... В трудные годы каждый нуждавшийся обращался к нему с просьбой о денежном пособии на покупку скота и семян с полной уверенностью что ему в таковом не будет отказано, если только просьба эта вызывалась действительною нуждою».
Когда у земства не хватило денег на местное шоссе, действительный статский советник, почетный мировой судья Е. Е. Врангель вложил свои деньги в постройку новой дороги. Он похоронен в урочище Раскулицы, принадлежавшем родственникам - баронам Корфам.
Как отмечали современники, дворянство Ямбургского уезда всегда отличала клановость. Здесь селились Роткирхи, Врангели, Траубенберги, Корфы, Веймарны, Блоки, состоявшие между собой в родстве. Многие из них породнились с потомками Абрама Ганнибала. Уезд иногда именовали Остзейским краем, так как почти все представители этих фамилий были выходцами из Прибалтики.
После Торосово и знакомства с родом русских Врангелей, неумолимо наступает время Раскулиц. От Торосово, куда можно попасть, повернув в Кикерино направо на Губаницы (а в них направо, на Торосово) в Раскулицы ехать недолго: через Волосово и Терпилицы, на Худанки. За Худанками еще несколько километров по живописной проезжей дороге, на Черенковицы.
Пока едешь, создается впечатление: дороги - единственное, что уцелело здесь со времен Врангелей. Кстати, «Rumpo non Plecto» девиз рыцарского рода, ведущего отсчет с Тука Вранге, командовавшего гарнизоном Ревеля (Таллин) в 1219 году, означает: «Погибаю, но не сдаюсь!» То же самое можно сказать о Раскулицах и Торосово.
По официальным данным, такой деревни не существует. В начале 70-х годов ее упразднили, как ненужную усадьбу неперспективного хозяйства, расселив селян по окрестным деревням.
Дорога приводит на поросшую борщевиком пустошь с немногочисленными развалинами кирпичных и деревянных строений. Слева останки сложенных из камня, традиционных для этой местности фольварков, справа – церковь Преображения Господня, построенная в 1861 г., на месте деревянной, перенесенной из Черенковиц в 1778 г.
Ирония судьбы: церковь переносили в целях перспективного заселения места, для того, чтобы народ молился и родственников здесь хоронил, а век спустя, жителей «перенесли» обратно в Черенковицы.
Стены и крыша церковной постройки на удивление уцелели. Даже оконные решетки остались на окнах.
При Советской власти здесь крутили кино. Оскверненное кладбище так и врастало бы в землю раскуроченными надгробиями, не приведи добрые люди захоронения в порядок, собрав несколько памятников в одном месте. Произошло это в 2005 году при участии Волосовской районной администрации.
Отрадно, что память об убитом поселении не собирается сдаваться, хотя, как неожиданно оказалось, деревня умирала дважды.
Мыза Раскулицы, где рядом до середины XIX века находилось село Преображенское, принадлежала помещикам Бахтиным. В 1853 году имение купил барон Евгений Дмитриевич Корф, устроив свою усадьбу к востоку от села.
Вокруг парадного двора строятся деревянные господский дом, швейцарский домик и службы. Около них разбивается нерегулярный парк с естественными пейзажами и прудом. Пруду был придан извилистый контур, а в центре устроен островок.
К началу XX в. Раскулицы известны на всю губернию урожаями зерна и высокими молочными надоями. В конце XIX века барон Константин Николаевич Корф (1832-1895 г.г.) действительный тайный советник, обер-гофмейстер и его сыновья создают здесь высокорентабельное молочное хозяйство.
На месте села Преображенского, которое исчезло еще в середине XIX века (причина мне неизвестна), воздвигаются многочисленные каменные постройки: амбары, конюшни, скотные дворы, ледники, зерносушилка, склады, включенные как архитектурные элементы в парковый ландшафт.
В наше время бывшую усадьбу оккупировал вездесущий борщевик. Здесь бегают лисы, и нет ни одного человека. С трех сторон Раскулицы окружают пустоши и, лишь на юге примыкает лесной массив. Парк находится в запустении и скоро сольется с лесом. Тишина такая, что хруст снега под ногами отдается по округе эхом.
За час с лишним, пока мы гуляли, мимо проехала лишь пара машин. Может потому, что было воскресенье? В Раскулицы мы не собирались. И все-таки, в этот день я очутиться на разоренном большевиками, оскверненном гробокопателями в 90-х, баронском кладбище и счищали снег с могил Ф.Ф. Корфа и Е.Е Врангеля. Совпадение или Преображение? Не знаю. Жаль только, что не было цветов.
Деревня Торосово входит в состав Губаницкого сельского поселения Волосовского района Ленобласти. Чтобы туда попасть, нужно по дороге Гатчина – Волосово – Ополье доехать до Кикерино и в нем повернуть направо, на Губаницы. В Губаницах тоже повернуть направо. Через несколько километров будет Торосово. Усадьба Врангелей находится за зданием местной администрации. Координаты усадьбы:
Бывшая деревня Раскулицы находится на территории Терпилицкого сельского поселения Волосовского района Ленобласти. Усадьба находится на 50-м км. шоссе Р38. Из Волосово нужно доехать до Терпилиц, в них свернуть налево и на первом перекрестке – направо. Проехать Худанки и следовать дальше, до руин усадьбы и Преображенской церкви. Координаты Раскулиц:
N 59° 30.086520'
E 29° 15.776580'