Найти тему

Дембеля, деды, дедушки...

55K прочитали
"Дембель" - военнослужащий срочной службы, подлежащий увольнению в запас на основании приказа Министра Обороны.
"Дембель" - военнослужащий срочной службы, подлежащий увольнению в запас на основании приказа Министра Обороны.

"Дембелем", а также "дедом" и "дедушкой" я стал 29 марта 1975 года, когда Министр Обороны СССР маршал Гречко приказал уволить меня в запас. Я к этому времени отслужил свои положенные два года.

На воинскую службу меня призвали в мае 1973. На фото (вверху) мой последний вечер на гражданке с друзьями Витей Локтевым и Костей Кондопуло. Я в центре. Нам здесь по 19 лет. Утром нас ждут в военкомате. Мы уже заранее наголо подстриглись.

В те советские времена мало кто пытался увильнуть от службы в армии, как это тогда называлось "откосить". Считалось, что с парнем не все в порядке, если он не служил. В этом было даже неловко признаться. Первым командиром отделения у меня был сын замминистра строительства СССР - единственный сын, которого при желании отец легко мог бы отмазать от армии. Хороший парень, без всякого зазнайства. Я был салажонком, а он уже старик, сержант. Про его отца я узнал только через год, когда мы встретились в Москве.

 На этой фотографии та же компания, плюс Саня Симонов (крайний слева), два месяца спустя - в учебной школе младших сержантов г.Кстово Горьковской области.
На этой фотографии та же компания, плюс Саня Симонов (крайний слева), два месяца спустя - в учебной школе младших сержантов г.Кстово Горьковской области.

Нам очень повезло - призвали в один день и в одну воинскую часть. Мы все четверо - неразлучные друзья в течение четырех лет учебы в Краснодарском монтажном техникуме. Проводили время вместе. Ездили друг к другу домой, ходили в походы, брали палатку и ездили на Черное море, жестоко дрались, если кого-то из нас обижали.

Дальше сложилось так: Саня Симонов (Симон) не захотел доучиваться до сержанта и его отправили в строительную часть в Москву, там он работал отделочником. Саня был умный парень, много читал, и остро реагировал на несправедливость. В московской части он обнаружил, что солдатам недоплачивают. Не все, наверное, знают, что солдаты, которые служили в строительных частях, так называемый "стройбат", и которые работали на строительстве военных или гражданских объектов, получали деньги за свой труд. Деньги шли на сберкнижку, а выдавали их, когда солдата увольняли в запас. За два года набегали солидные деньги - тысяча рублей, и две тысячи, и даже три. Тогда автомобиль "Жигули" стоил 5 тысяч рублей. Так вот, Саня - образованный человек, техник-строитель - увидел, что объемы выполненных работ занижают. Пошел искать правду к начальству, его послали. Тогда он написал письмо в главное управление военно-строительных войск. Приехала комиссия, кто-то лишился должности, и деньги доначислили всем. Саню никто за это не прессовал, а наоборот, зауважили, особенно старики, которым на сберкнижки нежданно упало по несколько сотен рублей.

А мы трое через полгода получили звания младших сержантов и нас распределили по частям. Мы с Локтем (на фото он справа, самый здоровый из всех) снова попали в одну часть, в подмосковном Нахабино, и даже в одну роту - заместителями командира взвода. Так вместе и прослужили все два года и дембельнулись в один день.

У каждого бывшего солдата есть свой личный дембельский альбом. Бывают настоящие произведения искусства! Мой же альбом был прост, без всяких украшательств, однако, со своей фишкой. Я с юности увлекался рисованием карикатур и решил в своем альбоме запечатлеть сцены из армейской жизни. Купил альбом с прокладками из папиросной бумаги и на них цветными фломастерами рисовал свои картинки.

Из моего дембельского альбома.
Из моего дембельского альбома.
Здесь я изобразил картинки из жизни нашего медпункта.
Здесь я изобразил картинки из жизни нашего медпункта.

В центре снимка (внизу) портрет санинструктора Сани. В армию он пошел с четвертого курса мединститута. У него был выбор: либо отчисление, либо армия, а потом восстановление в институте. Саня жил в медпункте, фактически - это был его отдельный дом, потому что кроме него и капитана медслужбы - врача нашей части, больше медиков не было. Ночью можно было закрыться в медпункте и спокойно посидеть с друзьями за бутылкой вина.

Саня любил экспериментировать с веществами, которые хранились в медпункте. На рисунке слева: пришел человек с гвоздем в ноге, а санинструктор в отключке - это из реальной жизни.

Справа на картинке грузин из Харькова Валера Тубеладзе. Он занят тем, что вставляет себе "рога". Расшифровывать не буду, кто в теме, тот и так поймет. Обычно"рога" - это два пластмассовых шарика в известном месте. Валера вставил себе шесть. Потом его свалил приступ аппендицита, и Валеру увезли в госпиталь. Вернувшись Валера с гордостью рассказывал, что на молоденькую медсестру, ассистировавшую хирургу, он произвел такое впечатление, что от волнения она выронила скальпель. А после операции, проверить, как заживают его швы, приходил весь женский персонал госпиталя.

Это Саня-санинструктор. Получил у старшины новое обмундирование.
Это Саня-санинструктор. Получил у старшины новое обмундирование.

Форму нам меняли каждые полгода, а сапоги выдавали на год. Поскольку Саня здесь с новыми сапогами, значит, отслужил год. Теперь он "черпак" - человек, которым уже нельзя просто так помыкать. Впрочем, он сразу был на особом положении, так что им и до того никто не помыкал.

 Мои сослуживцы на пороге медпункта воинской части № 93848. Саня-санинструктор стоит сзади, а на переднем плане - одессит Валя Коваль
Мои сослуживцы на пороге медпункта воинской части № 93848. Саня-санинструктор стоит сзади, а на переднем плане - одессит Валя Коваль

Валю Коваля призвали в возрасте 26 лет и 10 месяцев. В 27 в армию уже не брали. Валя успешно скрывался от призыва в течение почти 9 лет. Но однажды расслабился и попался. В мои 20 лет, его 27 казались мне каким-то запредельным возрастом. Я уже был стариком, когда Валя появился в части. Мы к нему относились с уважением, его даже салагой никто ни разу не назвал.

С дедовщиной в нашей части было непросто. За два месяца, как я туда попал после сержантской школы, в части состоялся показательный выездной трибунал. Посадили и отправили в дисбат больше десяти "дедов" - беспредельщиков. Издевались над салагами, поднимали ночью, выстраивали и отрабатывали на них удары. Один салажонок выпрыгнул из окна со второго этажа и убежал через снежное поле, в одних кальсонах, в соседний город Дедовск. Отморозил ноги, попал в госпиталь. Это ЧП, приехала комиссия, беспредел вскрылся. Командира части и нескольких офицеров уволили со службы, кого-то понизили в звании. Когда я прибыл, командир части был новый, и почти все офицеры тоже. Никто больше над молодыми не издевался.

Но дедовщина никуда не делась. Дед и старик всегда прав, а салага должен слушаться. Но так, чтобы издеваться и ни за что бить, такого, пока я служил, не было.  Случалось несколько раз, когда кому-то из молодых, и даже однажды "черпаку", вправляли мозги после отбоя. Но это было по делу, за недопустимую борзость. Пару раз информация доходила до командира части, но он был человек мудрый и справедливый, оргвыводов не делал, спускал на тормозах.

 На фото:  я и Леха Масич. Леха - мой единственный земляк (не считая Вити Локтя) в в/ч 93848.
На фото: я и Леха Масич. Леха - мой единственный земляк (не считая Вити Локтя) в в/ч 93848.

Земляк, зёма - это в армии святое. Леха прибыл в часть, когда я уже был стариком. Привезли десятка три салажат в роту, ротный командир капитан Хайруллин говорит мне:
- Мигов, ты пока проведи им политинформацию.

Я подвел их к карте СССР и спрашиваю:

- Кто из вас может показать город Армавир?

Откуда им знать? Я и сам бы не знал, если бы не вырос в этом городе. Но тут один парнишка говорит:

- Я могу.

И показывает. Оказывается, он из Новороссийска - это тот же Краснодарский край, что и Армавир. Образование у него было какое-то среднее-специальное околокультурное, точно уже не помню. А у нас в части заведующий клубом собирался на дембель, и я Леху, как земляка и хорошего парня, тут же устроил на место завклубом. Так он и прослужил всю службу на этом месте. Года через три, я, будучи в Новороссийске, там с Лехой встречался. А потом через несколько лет, еще раз, случайно встретились в Краснодаре. Уже начались лихие 90-е. Я стоял с другом на Красной улице, и тут рядом остановился 600-й мерседес, оттуда вываливается Леха и кричит на всю Красную:

- Толик, сержант!!!

В "мерсе" сидели плечистые ребята с короткими стрижками, то ли бандиты, то ли коммерсанты - в те времена их было не отличить.

Всех, кто служил, поздравляю с Днем Советской Армии и Военно-морского флота!