Художник-модельер, живописец и график СЛАВА ЗАЙЦЕВ родился 2 марта 1938 года в Иванове.
Краткие вехи жизни Вячеслава Зайцева:
Учился в Ивановской средней школе №22, затем поступил в Ивановский химико-технологический техникум на специальность «художник текстильного рисунка». Учебу закончил с отличием. Московский текстильный институт в 1962 году также не стал преградой на пути к вершинам. Еще один диплом с отличием, только теперь уже по специальности «художник-модельер».
В марте 1962 года – начал работать художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики в городе Бабушкин.
В 1962-1965 годах – Вячеслав работает художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (Москва). Он создает модную женскую одежду для торговых сетей Москвы и регионов.
В 1965 году впервые представляет за границей коллекцию «Русская серия», которую в родной стране не приняли, а вот зарубежные ценители модных новинок ее очень даже похвалили. В журнале «Пари Матч» спецодежда для работниц получила хвалебные отзывы. Его ситцевые цветастые телогрейки с интересным декором привернули к себе внимание общественности. Статья «Он диктует моду Москве» стала первой звездочкой на небосклоне его успеха.
После первого шага к популярности Вячеслав Зайцев встречается с Пьером Карденом, Ги Лярошем и Марком Боаном из «Christian Dior».
Готовит выставки для показов в Америке, Японии, Италии, Франции, Югославии.
С 1969 года начинает работать театральным художником, создавая костюмы для сценических постановок. В его модели одевались Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Тамара Синявская, Филипп Киркоров, участники группы «Машина времени» и «На-на» и многие другие.
В 1972 году получает должность заместителя руководителя Общесоюзного Дома моделей одежды, а уже в 1978 уходит читать лекции на кафедре моделирования в Московском технологическом институте.
1980 год – Зайцев создает спортивные костюмы для сборной, которая участвует в Олимпиаде. В то же время выходят две его книги: «Этот многоликий мир моды» и «Такая изменчивая мода».
1982 год – Вячеслав Зайцев создает Театр моды, готовит коллекции спортивных костюмов для выступлений на чемпионате по фигурному катанию.
1988 год – становится директором Московского Дома моды.
С 2007 года В. Зайцев – член Российской академии художеств.
В 2007-2009 годы – ведущий программы «Модный приговор». Источник
Первый балахон был сшит для выступления Аллы Пугачёвой на песенном фестивале, который проводился в польском городе Сопоте в августе 1978 года. Перед этим событием Алла Пугачева обратилась к Зайцеву, чтобы заказать у него какой-нибудь интересный наряд, который сможет добавить немного таинственности в ее образ, не лишая его женственности. Вячеслав предложил ей выступить в ярком балахоне. Стоит отметить, что наряд, в котором на том фестивале Пугачева исполняла "Сонет Шекспира №90", пришелся по душе публике. Более того, его даже назвали "главным платьем в карьере певицы". Источник
В 1973 году Слава Зайцев придумал костюмы к спектаклю "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в Театре Сатиры. Об этом он рассказал:
"Вы видите одну из моих первых и любимых работ для театра. «Ажурный» спектакль «Женитьба Фигаро» в Театре Сатиры потребовал «воздушных» костюмов. Во время гастролей Театра Сатиры в Болгарии кричали «Браво, Миронов!» и еще «Браво, Зайцев!». Знаменитый костюм Фигаро с маленькими зеркальцами и колет, расшитый золотом, помнят, как мне кажется, разные поколения зрителей, а кто не помнит, может посмотреть спектакль в записи. В костюме Фигаро Андрей Миронов умер на сцене, в этом костюме его и похоронили...
И с Верой Кузьминичной <Васильевой> мы познакомились в Театре Сатиры, когда я создавал костюмы для спектакля «Женитьба Фигаро». Тогда она была уже известной актрисой, лауреатом различных премий, и я, честно сказать, очень стеснялся, работая с ней. Мне нужно сделать ей декольте, а я стушевался: боюсь дотронуться до ее груди и все тут! Почувствовав это, она взяла меня за руку, поднесла к нужному месту и, смеясь, сказала: «Славочка, не стесняйся, режь!»...
В 1978-м году придумывает костюмы героям телефильма "Безымянная звезда".
С кем еще довелось работать Зайцеву:
"У меня было много потрясающих встреч. С большим трепетом работал с Любовью Петровной Орловой, Клавдией Ивановной Шульженко, Марией Ивановной Бабановой. Мои музы — Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Марина Неелова. Галина Волчек говорила, что мои вещи она никому не дарит, потому что они вне моды, в них чувствуется стиль и согревающая энергия. Алле Пугачевой для конкурса песни в Сопоте я сшил балахон, который стал визитной карточкой звезды. Дмитрий Хворостовский пел в созданном мной костюме с сюртуком из жаккарда. Дима предпочитал классику и черно-белую гамму. Костюмы на нем сидели прекрасно, плечо и пояс были замечательные, линия талии подчеркнута — певец всегда выглядел элегантно.
Я с детства любил фигурное катание, а в институте мечтал сделать костюмы для артистов балета на льду в качестве выпускной дипломной работы. Но декан меня недолюбливал, поэтому дал другую, не очень интересную тему. Однако спустя годы моя мечта воплотилась. Сначала я сшил костюм для произвольной программы Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова на Олимпиаде в Сараево, а с 1982 года создавал костюмы для пары Наталья Бестемьянова — Андрей Букин. Юбка — важнейшая деталь костюма — подбирается сложно. В спорте есть правило, согласно которому костюм не должен быть слишком театральным." Источник
Ещё одно воспоминание Зайцева о тех, с кем работал:
"Фурцева, например, говорила: “Славочка, вы же лучше меня знаете... Делайте то, что считаете нужным”. Люблю одевать Валентину Терешкову – она обычно заказывает по нескольку костюмов сразу. Всегда предпочитала костюмы и полностью мне доверяла. Смешная была Зыкина, я ее очень любил. Как-то, это было в 1970-е, пришел я к Плисецкой и Щедрину, мы как раз «Анну Каренину» готовили в Большом театре. Щедрин играет на рояле фрагменты из балета, Плисецкая – на фоне окна, как сегодня помню ее восхитительный силуэт и незабываемые руки. Раздается телефонный звонок – Зыкина. Плисецкая говорит: «У нас Зайцев сидит». Зыкина: «Я так давно хочу с ним познакомиться, как бы это сделать?». Договорились, только с одним условием, чтобы она сняла с головы свой ужасный «валик» -- помните, у нее одно время была такая прическа? Пришел я к ней домой. Она меня встречает без «валика», в чем-то просторном. Она в то время очень любила всякие узоры, блестки. А я сделал ей строгое синее платье с самой минимальной отделкой, и она с ним поехала на гастроли. Потом оказалось, что не выдержала – добавила-таки блесток. Все испортила. Но со временем и она привыкла мне доверять.
...Я люблю работать с нетрадиционными фигурами. Вот, например, композитор Александра Пахмутова - еще одна из моих любимых клиенток. Как сделать так, чтобы такая маленькая женщина выглядела элегантно, эффектно? Это и делает мою работу интересной..." Источник
"Если говорить о наследниках, то я большие надежды возлагаю на внучку Марусю, дочь Егора... Очень талантливая девочка, целеустремленная, с прекрасными, сильными руками настоящей художницы, она рисует и шьет и уже создает свой дизайн".
Инстаграм Зайцева сегодня:
"Где-то в 90-е Серж Сорокко, который живет в Сан-Франциско, владелец галереи и мой хороший друг, увидел мои рисунки и предложил устроить выставку. Я запротестовал – да когда, как... А он говорит – приезжай к нам и поработай. И я 20 дней в Сан-Франциско смотрел на чудесные виды из окон студии, которую он мне предоставил и писал свои вещи. Я не знаю, как и почему они рождаются, как возникает образ. Как не знаю, почему рождаются стихи, которые вдруг стали приходить ко мне, когда мне было уже 40 лет. Для меня и то, и другое -- это освобождение души. Я пишу пастелью и никогда своих работ не переделываю." Источник
Еще один день на исходе.
Ночь тихо обволакивает душу.
Усталость вкрадчиво врачует тело,
Давая волю лишь покою.
Но не могу закончить будничною нотой,
Бессильно сну предаться,
Не исполнив
Долга,
Мне предначертанного свыше.
Перо касается бумаги.
Я продолжаю жить.
В. Зайцев
Не забывайте ставить лайки, делиться в соцсетях, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.
Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.
В Москве можно приобрести с автографом Мастера перед спектаклем в театре Ленком.