Лялька, весёлая и певучая девочка, сидела на крыльце старого купеческого дома и горько плакала. Из окна второго этажа высунулась голова великовозрастного соседа-хулигана Мишки. "Ты чего ревёшь?" - спросил он. "Радоваться надо, Победа пришла, а ты! Рёва - корова!" "Может есть хочешь?"- спросил Мишка, выходя на крыльцо. "На, вот, держи!"- и протянул Ляльке маленький кусочек сырого сала, которое Мишка вместе с бандой товарищей-хулиганов добывал на вокзале, отрезая заплечные мешки в толпе у зазевавшихся приезжих. Лялька молча взяла сало и принялась его быстро жевать, она и правда ничего не ела с утра. "А это что у тебя за бумажка? Ну-ка покажи!"- бесцеремонным тоном продолжил Мишка. Лялька молча подала Мишке телеграмму.
В телеграмме отец Ляльки Николай извещал свою жену Веру о том, что домой он не вернется, т.к. у него теперь есть другая семья и уже родился сын и работа у него есть в Ленинграде, в окрестностях которого он теперь и проживает с новой женой. "Не вернусь прости есть сын жена работаю Ленинграде прошу развод. Николай" - прочитал текст телеграммы обалдевший Мишка. "Вот это номер! Как матери то отдашь такое?"- спросил он отдавая Ляльке послание. "Гад он, хоть и фронтовик!" - добавил Мишка со злостью и направился в сторону вокзала, где его уже поджидали товарищи-хулиганы.
Лялька и правда не знала, что делать, как ей матери телеграмму отдать. А день начинался так хорошо, погода стояла солнечная, во дворе дома цвела сирень, пели птицы. Радость была неимоверная, когда ночью в 2 ч 10 минут из черной тарелки радио диктор Юрий Левитан прочитал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и поздравил всех с праздником Победы. Все население дома высыпало во двор, все кричали: "Ура! Победа!". Плакали, целовались, пели, пили, поздравляли друг друга с радостным событием.
"Соловей, мой соловей!"- пела радостная Лялька утром свою любимую песню. И тут вдруг почтальонка Аня: " Ляля, твоей матери телеграмма, ты распишись за неё в получении, пока она на работе." Ляля расписалась, прочитала злополучный текст и так осталась сидеть с телеграммой на крыльце. В голове у неё звучали слова стихотворения поэта-фронтовика, которое отец им однажды прислал с фронта в эвакуацию в Пермь, где они с матерью провели три долгих зимы: "Жди меня, и я вернусь, только очень жди..." И они ждали и верили, что отец вернётся с войны живым, не остались в Перми, как это сделали другие эвакуированные, вернулись в родной город, полностью разрушенный войной... Песня застряла у Ляльки в горле.
Телеграмму она отдала матери только вечером. Вера ничего не сказала дочери, только молча курила папиросы из пачки "Беломорканал", одну за другой. Соседи сочувственно предлагали выпить. Мишкина мать разводила руками :" Вдова ты, Вера, теперь при живом то муже." Вера только молча курила в ответ. День Победы перестал быть для неё праздником навсегда.
Позже отец заберет Ляльку к себе в Ленинград, где она будет нянчить своего сводного брата и учиться на рентгенолаборанта на курсах при Военно-медицинской академии. Медицина станет её профессией на всю жизнь. Бабушка Вера другого мужа себе не найдёт, проработает на заводе простой рабочей, затем секретарем директора и даже комендантом заводского общежития, выйдет на пенсию сразу после моего рождения, чтобы меня, внучку, нянчить. У деда Николая со второй женой отношения не сложатся, вскоре он с ней разведётся и уедет работать в сельскую больницу Новгородской области, где он работал до войны по распределению и где в 1952 году, он скончается от инфаркта в 47 лет.
Рассказ о том, кем была его вторая жена можно прочитать здесь
Читайте и подписывайтесь на мой канал
"Моя провинциальная жизнь"