Найти тему

СОЦИОЛОГРАММА ПРОФЕССИИ «ЖУРНАЛИСТ»

Оглавление

Суть профессии. Эта профессия престижна . Журналисты иногда ощущают это даже на бытовом уровне. Журналист - посредник между читателями, слушателями, зрителями, и какими-либо событиями, явлениями, фактами и другими людьми. И отношение общества к профессии абсолютно адекватно этому. Общество, с одной стороны, ценит такого посредника, а, с другой стороны, часто деятельность журналиста и его оценка людей раздражает. В настоящее время престиж профессии значительно ниже, чем раньше, из-за ангажированности СМИ. Этот факт журналисты также ощущают на себе, сталкиваясь порой с откровенным неуважением.

Причины выбора профессии . Путь в журналистику у каждого свой. Предпосылки для этой деятельности могу проявиться уже в детстве. Если ребенок открыт для мира, если ему важно делиться с миром своими переживаниями, что-то свое донести до других, то это серьезная заявка на профессию журналиста. Артистические склонности, желание быть на виду, на слуху (даже когда нечего сказать) тоже могут привести к журналистике. «Малая журналистика» в школьные годы (стенгазеты, кружки юных корреспондентов, написание сценариев к школьным вечерам, капустникам), самодеятельность и просто любовь к литературе и языку, слову также являются прямой дорогой к деятельности журналиста. В выборе профессии могут сыграть примеры из жизни. Это может быть кто-нибудь из членов семьи, знакомый или незнакомый журналист, публикации которого очень понравились. Образованный, интеллектуально развитый человек, способный постоянно учиться от жизни, может придти к журналистике, уже имея за плечами какой-либо другой профессиональный опыт. И это полезно журналисту.

Ступени освоения профессии.Журналист не сразу сможет достигнуть вершин в профессии. Безусловно есть ступени в ее освоении, неофициальная градация в коллективе. Например, корреспондент “на побегушках”, задания в правке текста. Они полезны, как школа. Иногда уровень притязаний молодежи бывает неадекватен их умению и опыту. Но чаще эти профессиональные ступени воспринимаются нормально, и входят в освоение профессии. Если человек категорически не принимает такого хода развития, он просто уходит. Бывает, человек минует такую «школу» и потом долго ощущает этот пробел.

Профессиональные качества. Необходимых качеств, предъявляемых журналистской ее носителю, немало. Это коммуникабельность, контактность; образность мышления и умение анализировать; склонность к творческой работе и умение излагать свои и чужие мысли (при этом необязательно быть писателем); настойчивость и даже упрямство в «добывании» материала и отстаивании своих взглядов (при этом иногда бывает нелишним и бесстрашие); здоровое любопытство, интерес к жизни, людям. Журналист должен быть очень мобилен, как в мышлении (быстро соображать и принимать решения), так и в поведении, в образе жизни. Ритм работы журналиста очень энергичен. Эмоциональность, оптимизм, отсутствие занудства, организаторские способности - эти качества также нелишние для журналиста. Совершенно необходимо чувствовать гражданскую ответственность перед людьми (не принести вред людям) - это должно стать для журналиста если не девизом, то совершенно обязательным правилом. И при всем при этом надо быть разносторонним человеком, уметь и успевать быть в курсе событий, читать книги, газеты, журналы, смотреть кино и ТВ, слушать радио. Радиожурналистика предъявляет свои специфические требования; например, хорошая дикция, тембр голоса, слух и зрение, возраст.

Профессия и образование. Необходимо ли специальное образование для овладения этой профессией? Единого мнения по этому поводу нет. Образование желательно, но необязательно - так считает большинство. При этом подразумевается обязательное наличие какого-либо другого высшего специального образования и наличие, если не таланта, то, хотя бы, способностей к журналистике. Чисто журналистское образование иногда считается дилетантством. Подтверждением необязательности специального журналистского образования и является то, что в редакциях саратовских СМИ журналистов, имеющих его, единицы. «Это-то и плохо, от этого страдает качество, и в этом как раз и чувствуется дилетантизм», - утверждают сторонники другого мнения. Они считают, что специальное образование необходимо, при всех прочих равных условиях журналист, имеющий его, обойдет, обгонит не имеющего такового. Так или иначе, при наличии другого высшего образования специальное журналистское точно не помешает.

Что нравится в профессии. Людей в журналистику привлекает, прежде всего, возможность творческого самовыражения. Журналист несет в массы то, что считает важным, нужным, что его волнует, возмущает, радует, восхищает, т.е. «проповедует» свои идеи, мысли. Журналист формирует общественное мнение. И даже более: эта профессия позволяет не только отображать действительность, но и изменять и инициировать, моделировать какие-то явления нашей жизни (например, слухи, настроения и даже события, факты). Так что возможности у этой профессии велики. Поэтому очень важно, чтобы журналист был порядочным человеком с чувством гражданской ответственности, чтобы менять мир людей в лучшую сторону, помогать людям, воплощать благие цели.

Как ни какая другая, эта профессия представляет и подразумевает необыкновенно широкий круг общения. Это ее необходимый атрибут: общение с большим количеством разных людей, среди которых бывает множество ярких, оригинальных, интересных личностей. Это интересно, полезно. Это своеобразная «подпитка» для журналиста, и возможность завязать полезные связи, контакты.

Что не нравится в профессии. Условия труда. С преимуществом журналистской профессии связаны ее недостатки. Огромное количество профессиональных контактов (звонки, встречи, вопросы, ответы и т.п.), чрезмерная насыщенность событиями утомляют так, что никого не хочется видеть. Не все контакты желанны, приятны, бывают и конфликтные ситуации. Высокий ритм, скорость, «гонка» иногда мешают раскрытию глубины темы, что вызывает чувство неудовлетворенности.

У журналистов ненормированный рабочий день . С одной стороны - это неплохо, удобно и устраивает журналистов. Но он ненормирован до такой степени, что забирает фактически все время. «Порой не знаешь, куда и как ты сейчас попадешь. Всегда должна быть полная готовность к разному, к взаимозаменяемости». Меланхолики и флегматики не смогут работать в таком режиме. Сангвиник - наиболее подходящий характер. Журналист может весь день «пробегать» по заданиям в поисках информации, и писать дома ночью, в выходной день. Отчет по поводу рабочего времени во многом зависит от заведенного порядка, атмосферы в коллективе, от редактора.

Профессия журналиста чрезвычайно энергозатратна в отношении физических, психологических и эмоциональных сил. Эта профессии излишне открыта, публична и незащищена.

Журналист знаком с цензурой. В нашей непростой экономической и политической ситуации нет независимых СМИ, а есть вполне определенные “содружества”: СМИ + власть + капитал. Поэтому высказать свою мысль, расходящуюся с его “установками” бывает трудно. С одной стороны - относительная свобода, с другой, в то же время, - жесткий контроль и элементы конвейера. Это психологически угнетает. И есть огромный соблазн поддаться, подчиниться этим установкам и деньгам. Тем более, что такие журналисты явно преуспевают. Такая журналистика становится не общественно-значимой, а денежной, ангажированной, “желтой”.

Итак, получается, что при относительной свободе в творчестве, в рабочем режиме журналист постоянно испытывает достаточно жесткий контроль и цензурный, и режимный.

Профессиональный риск. Все вышеперечисленное не проходит для журналиста бесследно. Мощная психическая и физическая нагрузка, работа в стрессовых ситуациях отрицательно сказывается на его здоровье: стрессы, депрессии, расшатанные нервы и, как следствие, сердце, давление, язва. Нередки в журналистской среде и злоупотребления алкоголем. Конфликтные ситуации, специфическая тематика, могут подвергнуть риску не только здоровье, но и жизнь журналиста. Примеров тому множество.

Влияние профессии на личность весьма ощутимо. Вот некоторые примеры. Журналист начинает все воспринимать сквозь «призму» своей профессии. Любое событие, явление рассматривается с точки зрения журналиста (что можно отсюда «выхватить», о чем написать, что похвалить, поругать и т. д.). Даже любимые вещи (в смысле, занятия, увлечения и т. п.) становятся объектом профессионального внимания. Из-за этого бывают проблемы в общении с друзьями, и даже некоторое отторжение с их стороны. Недостаток свободного времени для общения с друзьями также способствует этому. Пропадает желание без профессиональной необходимости куда-то идти, что-то смотреть. В процессе работы трансформируется «здоровый» максимализм, становится легче идти на компромиссы, вырабатывается определенный цинизм в восприятии действительности.

Есть и положительное влияние профессии на журналиста: человек становится увереннее в себе, начинает разбираться в вещах, которых раньше не касался, и с которыми его свела именно профессия. Журналист, как никто другой, знает цену печатного, электронного слова. Он сразу видит, где хитрят, где «вешают лапшу...», он почти безошибочно определяет, что чего и кто чего стоит, его труднее обмануть. И, наконец, известность. Настоящие профессионалы этого достигают и это ощущают. Это может быть известность только в кругу коллег-профессионалов или, в зависимости от тем публикаций, передач, среди широкого круга читателей, слушателей, зрителей. Люди их знают, обращаются за помощью, ссылаются на них как на знающих специалистов. Это приятно, повышает самооценку, что для журналиста очень важно.

Заработная плата. Возможность приработка. Надо признать, что, журналист - профессия низкооплачиваемая. Рядовому журналисту содержать семью достаточно проблематично. Есть и относительно высокооплачиваемая журналистика - коммерческая (реклама, политика и др.), и даже в одноразрядных и одностатусных СМИ оплата может быть разной. Но у журналиста всегда есть возможность подработать дополнительно в той же журналистике или в других смежных, гуманитарных сферах. И зачастую бывает так, что наиболее интересное и более оплачиваемое журналист делает на “стороне”, а не в том месте, где находится его трудовая книжка. Более того, можно вообще не быть в штате какой-либо редакции, а работать и зарабатывать. Это именно тот случай, когда говорят, что журналиста «кормят ноги» и кропотливый, творческий труд. Приходится преодолевать свою лень, страх “перед чистым листом”.

В целях повышения своего материального благосостояния или для удовлетворения прочих потребностей журналист может преуспеть в освоении других профессий и работать по ним или подрабатывать. К ним относятся профессии, задействованные в производственном цикле издательства. Для пишущих журналистов - это технический и художественный редактор, ответственный секретарь, корректор, верстальщик, наборщик, фотограф, рекламист и др.; для радио и ТВ журналистов - режиссер, оператор, звукооператор, монтажер, звукорежиссер и др. Подобное совмещение возможно лишь в том случае, если в этом есть производственная необходимость и одобрение начальства. Во-вторых, - это родственные профессии в других СМИ. В-третьих, - это профессии, связанные с общественностью, обществом, так называемые пиар (PR) профессии. И, наконец, не исключен вариант, что журналист освоил профессию, с которой его свела работа, про которую ему пришлось много и подробно писать.

Рынок труда по профессии.

Уже сама возможность дополнительных приработков по специальности говорит о том, что журналисту сравнительно легко трудоустроиться. Эта профессия востребована, конкурентоспособна на рынке труда. Без этой профессии теоретически можно обойтись, но фактически она нужна всем. Эта профессия легко вошла в нашу жизнь, так что трудоустройство не является проблемой при наличии способностей, энергии, оперативности. Поле для этого весьма широко. Это различные СМИ, которых сейчас великое множество, в том числе и коммерческих, многочисленные пресс-центры и пресс-службы (например, министерств, банков, различных коммерческих структур и производственных объединений), информационные агентства и агентства по связям с общественностью. Наконец, если позволяет образование и призвание, - педагогическая и преподавательская деятельность, досуговая работа с детьми.

В работе журналиста в разных структурах есть различия. Они обусловлены узкоспециальными задачами и требованиями, присущими каждой сфере, градациями тематики, а также уровнями свободы и оплаты. Даже внутри одной сферы есть различия (например, репортер, аналитик, обозреватель и т.д. - разные типы мышления, реакция).

Коллективный или индивидуальный труд. Журналистская профессия удачно сочетает в себе индивидуальный и коллективный труд. Труд непосредственно над созданием текста, программы - исключительно индивидуальный. Но, в общем, при создании газеты, передачи - коллективный. Так что журналисту нужно и умение работать в коллективе.

Профессиональные контакты. Именно в коллективе складываются (или не складываются) профессиональные контакты. В отношениях с коллегами из других СМИ преобладает дух жесткой конкуренции, скептицизм по отношению друг к другу. Но, несмотря на это, иногда устанавливается сотрудничество в виде обмена информацией. Это характерно только для разноразрядных СМИ: газета-радио, газета-ТВ. Интересно, что у руководства больше враждебности по отношению к конкурентам, чем у рядовых работников. Внутри одного коллектива также конкуренция достаточно сильна, но, в основном, это на фоне взаимопонимания и дружеских отношений. В общем, взаимоотношения в журналистской среде неглубокие, порой не без пакостей. Журналисты друг для друга - закрытые люди. Если же пропадает мотив конкуренции, появляется открытость, обмен своими профессиональными секретами.

Как в любой среде, есть среди журналистов люди двух полюсов: идеалисты, романтики и предприимчивые прагматики, наглые, циничные. Первые честно трудятся, хотят вернуть профессии утерянные престиж, доверие, уважение, сделать журналистику чистой и честной. При этом им бывает достаточно одиноко и голодно, ибо властвует и процветает коммерческий успех (хотя и качественная журналистика может быть коммерчески успешной, такое тоже бывает). Вторым, часто нарушающим профессиональную этику , живется легче. Можно представить, какие между ними профессиональные контакты. А с другими людьми, с которыми сводит работа, могут установиться хорошие, дружеские отношения, продолжительные или нет. Это всем полезно. Эти люди впоследствии могут стать ньюсмейкерами. Но есть опасность в необъективности освещения чего-нибудь из-за этих дружеских контактов. Редактор должен отслеживать такие контакты, мешающие работе.

Повышение квалификации. Все течет, изменяется и развивается. В том числе и журналистика. Появляются новые технологии и в ней. И журналисту, чтобы быть на уровне, надо, хотя бы периодически, учиться, встречаться с коллегами из других городов России и зарубежными . Где и как ему повышать свою квалификацию? Уже говорилось, что журналист должен уметь учиться по жизни (человек - обучающаяся система). Можно учиться профессионально, так сказать, не выходя из дома, используя Интернет (а для этого необходимо освоить компьютерные технологии), читая книги, учась у более опытных людей . С повышением квалификации сложнее. Оно есть. Бывают платные, бесплатные семинары, краткосрочные и не очень. Бывают международные курсы, различные гранты. Централизованной информации об этом для журналистов нет. Каждый жаждущий повысить свой профессиональный уровень таким образом узнает, «пробивает» их сам для себя. Системы в этом деле нет. Союз журналистов этим не занимается. Руководства СМИ даже, если не проявляют явной не заинтересованности, усилий для этого тоже не прилагают, ссылаясь на вечное безденежье и прочее. Правда, в Ассоциации молодых журналистов планируют выпуск бюллетеня с перечнем всех журналистских общеобразовательных структур по России.

Затруднения в профессии. Помехи в журналистской работе есть и объективные, и субъективные. Кому-то мешает недостаточное знание иностранного языка, или плохая компьютерная грамотность, и это отражается на работе. Все ощущают отсутствие независимых источников информации, сталкиваются с нежеланием некоторых организаций и лиц сотрудничать, всем бы не помешал транспорт. Сочетание творческого начала в профессии с жесткими производственными рамками также вызывают затруднения в работе. Чем выше должность журналиста, тем больше лично ему приходится выстраивать отношения с разными ветвями власти, лавировать между зависимостью от политики, властей, денег и читателями. Руководителям приходится думать о деньгах для жизни своих изданий.

Для успешной работы журналисту необходимы, прежде всего, личные качества, о которых уже много говорилось выше. Хорошо, когда издание, редактор отвечают внутренним запросам и когда удача не обходит стороной. Нужен набор профессионального оборудования - фотокамера, кассета, монтажный стол, диктофон, бумага, ручка, компьютер, Интернет, проездной билет на городской транспорт и др. Желательна высокая зарплата. Нужна государственная поддержка (но не управляющая!) действующих СМИ, и общеобразовательных структур в области журналистики (школы, курсы журналистов).

Профессия и карьера . Журналиста в плане карьерного роста может ожидать повышение по службе в рамках своего издания, радиостанции, ТВ-компании. Корреспондент - обозреватель - начальник отдела - ответственный секретарь - зам. редактора - и, “потолок”, - редактор - это в печатном издании. На радиостанции можно “вырасти” до директора. Но количество мест для повышения карьеры в таких учреждениях мало.

Далее, для провинциального журналиста, достигшего определенного уровня в журналистике, создавшего себе “имя”, весьма неплохая перспектива стать собкором какого-либо центрального издания в своем городе или уехать в Москву, где выше оплата при более низком общем уровне журналистики. «Варяги» из провинции оказываются там “на высоте”. В различных пресс-службах у журналиста бывает возможность “вырасти” в функционеров (например, войти в администрацию губернатора или в совет директоров банка). Но это уже ничего общего не имеет с творчеством. Для талантливого журналиста не исключена в дальнейшем чисто писательская деятельность. Наконец, журналисту можно и через 30 лет остаться корреспондентом, и расти только в мастерстве! При этом ощущать себя вполне самодостаточно, комфортно - настоящим профессионалом на своем месте. Сама профессия журналиста этому способствует. (Написано Л.П.Евдокимовой)