Найти тему
Ашманов и партнеры

📣ClubHouse: в чем особенность новой соцсети и есть ли в ней перспективы для бизнеса? Мнение экспертов

Оглавление

Число установок Clubhouse по всему миру 19 февраля превысило отметку 8,8 миллионов, из них 5,5 миллионов установок состоялись в феврале 2021 года, согласно данным аналитической компании App Annie. Медийные личности, лидеры мнений, звезды – все они уже в ClubHouse, а если тебя там все еще нет – возможно, ты уже не в тренде.

Что такого «особенного» есть в клабхаусе и почему он «взорвал» аудиторию? В рамках конференции eTarget.Формирование информационного пространства эксперты обсудили, в чем особенность платформы, как ей пользоваться и чем она может быть полезна бизнесу. Главными тезисами делимся ниже.

Почему ClubHouse стал популярным?

Clubhouse – новая социальная сеть в формате аудиовстреч. По сути, это смесь радио и подкаста. Главное отличие приложения от них – возможность не только прослушать, но и поделиться сразу своим мнением со спикером, высказаться, вступить в дискуссию, чего нельзя сделать во время прослушивания даже самого лучшего подкаста или радио.

Clubhouse создали в марте 2020-го года выпускники Стэнфордского университета, предприниматели из Кремниевой долины Пол Дэвисон и Роэн Сет. Приложение не сразу набрало популярность. Взрывной эффект в начале января 2021-го года дали новости о привлечении крупной суммы, размер которой не разглашается, и неожиданный взлет акций на 115%, согласно данным РБК. Однако, поводом для ажиотажа стал классический инфлюенс-PR в виде твита от Илона Маска, который пригласил всех в свою комнату Clubhouse 31 января.

Твит от Илона Маска: "В Клабхаусе сегодня в 10 вечера по Лос-Анджелесу"
Твит от Илона Маска: "В Клабхаусе сегодня в 10 вечера по Лос-Анджелесу"

В чем особенности соцсети ClubHouse?

Рассмотрим основные особенности и отличия данной соцсети от остальных:

  1. Закрытый доступ. Сейчас приложение доступно только на IOS, что уже отсеивает большую часть пользователей. Кроме того, нельзя просто зарегистрироваться в ClubHouse — вы можете попасть туда только по приглашению других зарегистрированных пользователей (инвайту). Если вас пригласили, вы получаете всего два инвайта и можете пригласить только двух человек. В зависимости от вашей активности количество инвайтов может увеличиваться.
  2. Формат. В КлабХаусе нет чатов, директа и других возможностей текстового взаимодействия, нет картинок и изображений. Все общение проходит в формате голосовых встреч, вы видите только имя и фото пользователя.
  3. Живое общение. Общение происходит в тематических комнатах, вы можете войти в любую из них и так же свободно выйти. Уведомлений о выходе и присоединении участников не предусмотрено, чтобы не мешать разговору, поэтому о вашем выходе из комнаты никто не узнает.
  4. Демократизация. ClubHouse — это возможность послушать любого известного человека, спикера, лидера мнений, который решил провести аудиовстречу, и даже задать вопрос. Вы получаете выход на известных личностей без посредников, а также получаете возможность пообщаться со звездным спикером (хоть с тем же Илоном Маском), дождавшись своей очереди.
  5. Теплая, ламповая атмосфера. Именно она ценится инфлюенсерами. Сейчас небольшой круг пользователей iOS могут присоединится (20% от аудитории в России) к ClubHouse, соответственно, публика у соцсети не массовая и не широкая.
  6. Отсутствие записей. Запись встречи не ведется, комната удаляется сразу после завершения беседы, а за запись разговора можно получить бан — только живое общение здесь и сейчас.
  7. Чистота аудитории. Как и в любой социальной сети, в Клабхаус ваша популярность зависит от вашей активности. Но, в отличие от Instagram, где можно накрутить подписчиков (ботов или живых людей), в ClubHouse вас приходят слушать реальные люди, приглашенные реальными людьми. Поэтому охват и популярность зависят только от ваших выступлений и не требуют никаких вливаний (например, накруток). Кроме того, в профиле пользователя отображается профиль пригласившего его человека — как в любом закрытом клубе, он несет некую ответственность за приглашенного, поэтому приглашения ради увеличения аудитории исключены.
«Есть только голос, никакой картинки, поэтому все красивые люди с яркими фонами остаются не у дел. Звездами будут люди с поставленным голосом, за интересных спикеров будет война, и в будущем, возможно, классным спикерам будут платить за их выступления», — Владимир Залужский, начальник управления по коммуникациям и работе с инвесторами «Северсталь»

Для чего бизнесу нужен ClubHouse?

Рассмотрим, чем полезен Клабхаус с точки зрения маркетинга.

  1. Продвижение бренда. Создавайте тематические беседы и рассказывайте о своей сфере, бренде, продуктах — поскольку пользователя предлагаются комнаты по интересам, на ваше выступление придут только заинтересованные слушатели.
  2. Привлечение клиентов и партнеров. Часть заинтересованных слушателей может оказаться потенциальными клиентами и воспользоваться услугами, о которых вы расскажете, а часть — потенциальными партнерами, которые захотят с вами сотрудничать.
  3. Создание контента. Наряду с блогом и другими соцсетями ClubHouse может стать еще одной контент-площадкой. Только место текстового материала занимает аудиоконтент. Для выступления можно использовать такую же основу, как и для текста — статьи, кейсы, лайфхаки и другое.
  4. Обучение. В Клабхаус можно проводить собственные вебинары, конференции и форумы, а также посещать выступления экспертов для получения новых знаний и контактов.
«Что можно сделать от лица компании тем, кто еще успевает «заскочить в первый вагон», то есть пользоваться площадкой, пока она еще недоступна широким массам? Общаться с лидерами мнений и выступать для лидеров мнений. Пока там еще узкая тусовка, можно оказать влияние на них, а они окажут влияние на своих слушателей», — Вячеслав Прохоров, digital-евангелист ВКонтакте.

Каким компания стоит идти в ClubHouse?

Есть ли там место для компаний? Точно есть для персон/индивидуалов. Бренды, которые выстраивали аудитории и стратегии в соцсетях годами, но не идут в ClubHouse, рискуют потерять аудиторию. В первую очередь там поселились лидеры мнений, обладающие авторитетом в своей нише. От лица компании можно пообщаться с лидерами мнений в их рядах. Это узкое, но высококонцентрированное комьюнити людей, которые имеют какое-то влияние. Можно устроить комнату от профессиональной мини-конференции с рассказом о своей компании, до дискуссии и бесед в формате юмора – механики есть разные.

Данный инструмент хорошо подойдет для образовательной сферы, в том числе для коммерческих форумов, конференций, семинаров и вебинаров. Бизнесу, которому свойственен более консервативный маркетинг, возможно нужно с осторожностью заходить на подобные площадки, например, сложно представить клиентов premium сидящими в clubhouse – вероятнее всего, у них на это не будет времени.

Для FMCG, продуктов массового пользования, для розничных товаров clubhouse – проект интересный. Но с точки зрения дорогостоящих товаров или товаров длительного пользования, штучных продуктов гораздо сложнее представить, как применить данный инструмент.

Специалисты, которые занимаются соцсетями, одними из первых пошли в КХ. Потому что они понимают, как важно быть первыми в своей нише и «застолбить» свою территорию. Пока не входе это дешево – эта попытка не стоит денег, особенно если есть нетворкинг и личный бренд. Что будет дальше – зависит от того, насколько его изменит приход массовой аудитории, и изменится парадигма взаимодействия аудитории. Будет ли она настолько ценна, как ценна сейчас «теплая, ламповая» атмосфера в КХ? Большой фундаментальный вопрос, от которого зависит будущий успех. Пробовать однозначно стоит. Андрей Барковский, Начальник управления внешних коммуникаций в Банке ОТКРЫТИЕ

Как пользоваться ClubHouse?

  1. Если вы уже получили инвайт, просто переходите по приглашению и регистрируйтесь. Если нет — зарегистрируйтесь, чтобы забронировать свой ник, и ждите приглашения.
  2. Заполните профиль и интересы — по ним алгоритм сети вычислит, какие аудиовстречи вам предложить.
  3. Подпишитесь на друзей и известных личностей, которые вам интересны — так вы не пропустите их выступления.
  4. В ClubHouse есть три вида комнат: для всех пользователей (открытые), для друзей по соцсети (социальные), для тех, кого выбрал ведущий встречи/кого выбрали вы для вашей комнаты (закрытые). Вы увидите все доступные вам комнаты в ленте — посещайте интересующие вас или создавайте собственные.
  5. В комнатах есть только ведущие, модераторы и слушатели. В основном говорит ведущий, оставить комментарий или подключиться к разговору нельзя. Если у вас есть вопрос или мнение, нажмите на значок поднятой руки — модератор поставит вас в очередь и даст слово. Да, иногда хочется высказаться сразу, без получасового ожидания, зато никто не перебивает ведущего и задающего вопрос.
  6. Чем больше трансляций-бесед вы проводите, тем больше у вас подписчиков, инвайтов и возможностей в соцсети.

Как получить инвайт?

Сейчас попасть в Клабхаус можно только по приглашению, поэтому вариантов не очень много.

Вариант 1. Самый простой — попросить знакомых, которые уже пользуются приложением, дать вам приглашение.

Вариант 2. Зарегистрироваться и ждать, когда правила площадки изменятся и попасть в Клабхаус сможет любой желающий.

Вариант 3. Поискать группы и телеграмм-каналы с инвайтами и встать в живую очередь. Правила просты: кто-то регистрируется по приглашению и получает собственные инвайты, которые обязан отдать следующим в очереди людям, а те отдают свои инвайты следующим после регистрации.

Пример очереди-цепочки на инвайты в ТГ-канале
Пример очереди-цепочки на инвайты в ТГ-канале

Вариант 4. В связи с быстрорастущей известностью инвайты начали продавать в интернете. Но способ не предполагает никакой гарантии, поэтому не очень популярен.

Продажа инвайтов на ebay
Продажа инвайтов на ebay

Что ждет ClubHouse в будущем?

Площадка слишком молодая, поэтому строить прогнозы пока рано. Мнения экспертов разделились. Одни считают, что новый формат завоюет любовь аудитории и постепенно вытеснит остальные соцсети, другие говорят, что ClubHouse в скором времени потеряет популярность, как и большинство новых трендов.

«Мне кажется, площадка не будет популярна среди клиентов сегмента премиум. Это занятые люди, вероятно, у них не будет времени слушать выступления и общаться самим», — Анна Уткина, директор по коммуникациям, АО АВТОDOM.

Пока площадка находится в закрытом формате и многих привлекает именно ее изолированность от широких масс. Если в будущем приложение станет доступно и на Android, а систему приглашений упразднят, ClubHouse изменится с приходом массовой аудитории — неизвестно, как это отразиться на востребованности соцсети.

«У человека должно быть много времени, чтобы сидеть в ClubHouse, что говорит о его работе. Также я думаю про стратегические риски. Люди говорят от лица компании, не согласовав тезисы с руководством, представляют компанию, ассоциируются с компанией. В этом огромные репутационные риски. Если мы идем в ClubHouse, мы должны продумать политику вещания, обсудить с руководством. Но до этого еще нужно дойти», — Кермен Манджиева, советник по стратегическим коммуникациям, Правительство Москвы.

ClubHouse сейчас в самом начальном пути развития – если мыслить здраво и без хайпа, пока еще рано делать выводы. Есть 2 точки зрения: либо это новый формат, который завоюет все и вся, либо же он закончится через некоторый обозримый промежуток времени. В общем, не ясно, какие перспективы у ClubHouse в России. Как минимум потому, что доступ к официальному приложению есть только у обладателей устройств на iOS , которых порядка 22% в России.

Расскажите, а что вы думаете о ClubHouse как об инструменте маркетинга и удалось ли вам поработать на этой площадке?