Русские сбросили бомбу на США в 1957 году, Элвис стал не только королём рок-н-ролла, но и взаправдашним самодержцем единственного уцелевшего города — Потерянного Вегаса. Пустоши, которыми стали американские земли, населены племенами дикарей и честолюбивыми гитаристами-ронинами, жаждущими прийти на смену недавно ушедшему монарху. Дамы и господа, Six String Samurai.
Многие комментарии и рецензии на него сводятся к дешевизне постановки, бессмысленности сюжета и даже бесталанности авторов. Возражу: дешевизна была задумана студентом-выпускником режиссёрского факультета университета Лойола Лэнсом Манджия , который хотел снять фильм за 25 тысяч долларов.
С оценками «бессмысленный» спорить не могу. И не потому, что они верны, а потому, что они ни одним автором не аргументированы. Сюжет «Самурая» понятен, в нём всё по канону и строго в хронологическом порядке. Завязка — в правильное время рассказывается, где происходит действие, кто герои фильма, чего они хотят добиться. Это ясно на десятой минуте фильма. Конфликт — перед героями возникают препятствия, герои вместе выпутываются из передряг, в которых каждый новый противник сильнее предыдущего. Развязка — герои спасают самое ценное, что у них есть, путешествие завершается. Такую историю я не могу назвать бессмысленной.
В фильме много отсылок на другие кинокартины, он в этом смысле плоть от плоти постмодернизма. Эти отсылки, прямолинейные и понятные, ведут на классические американские ленты: «Волшебник из страны Оз», «Грязный Гарри», «Безумный Макс». Скрипучий голос и манера диджея на радио, сопровождающего повествование, напоминают диджея из «Американских граффити» — Вульфмена («Человека-волка» или «Оборотня») Джека, которого в постапокалиптической действительности зовут Верфольфом.
Такая проработка мелочей говорит о любви сценаристов (Лэнс Манджия и Джеффри Фэлкон ) к своему творению, а не просто о желании получить диплом. Манджия было 24 года во время работы над фильмом, когда в портфолио у него была лишь одна хорошо принятая короткометражка. Манджия с Фэлконом несколько месяцев расписывали сцены. Парни не просто "выполнили домашнее задание", а сделали это великолепно.
Начало и концовка фильма определены по-моему однозначно. А вот посредине я вижу простор для фантазии. Вот как я увидел персонажа мальчика Дэвида (Джастин МакГуайр ) — имя слышно в последних криках его матери. Он живёт в пустоши вдвоём с матерью на границе жизни и смерти. Несмотря на свою диковатость, проявляет себя как талантливый механик — взламывает автомат с газировкой, управляет автомобилем. В семь лет. Эти не выдуманные, а процитированные с экрана обстоятельства роднят пацана с Энакином Скайуолкером из «Скрытой угрозы», премьера которой состоялась в мае 1999 года, девять месяцев спустя после выхода «Шестиструнного самурая». Что это? Предвидение? Удача новичка?
Пацан садится на хвост рок-н-ролльному сёгуну, которому он совсем некстати. И хотя путник в роговой оправе не старается учить мальчишку своим искусствам, тот перенимает и отвагу, и рок-н-ролл. В конце истории он готов продолжать дело учителя. Учителя, катана которого, — прямая аллюзия на традиции самураев, а способность героя сбивать мечом летящие стрелы и использовать музыку как «силу» — на мастерство джедаев.
Сюжет не разваливается, если не замечать всех этих отсылок. Можно смотреть фильм по настроению: на расслабоне или «под микроскопом». Когда создатели фильма оставляют такой простор для зрителей, я считаю это талантливой работой. Но к моему огорчению, кажется, в случае с «Шестиструнным» авторам лишь повезло. Повезло снять объёмную историю на просроченную киноплёнку. Повезло, потому что после Лэнс Манджия интересного кино не делал. Надеюсь, что только пока.
Фэлкон несколько лет жил в Гонконге и работал актёром в фильмах о боевых искусствах. Там научился ставить батальные сцены. Они с Маджией писали сценарий вместе, Маджия продумывал точки съёмки, Фэлкон — хореографию сражений. Сражения театральные, герой непобедимый. Бадди Холли, бравший уроки у Брюса Ли.
Я нахожу сюжет простым и мчащимся на музыкальном топливе. Саундтрек «Шестиструнного самурая» можно добавить к составу исполнителей главных ролей. Что есть в современной российской музыке собственно российского? А западного? Американского? Музыкальную «бомбу» в 1957 году в нашей реальности точно сбросили не русские. Но по сюжету фильма история пошла иначе. Что бы произошло с музыкой, прекрати развиваться американская культура в 1957м? Что, если бы доминантной стала российская музыкальная традиция, ассимилировавшая зачатки рок-музыки? Виртуозное владением инструментами в сочетании с издевательским, порой раздражающим и утрированным русским акцентом. Именно такой ансамбль набирал популярность в 1998 году.
Половину саундтрека написала группа «Red Elvises», половину — Брайан Тайлер при участии тех же «Элвисов». Тайлер, впоследствии написавший музыку для «Трансформеров», «Железного человека 3», «Мстителей», начал музыкальную карьеру в 1997 году в независимых картинах, и «Самурай» был его второй работой. Тайлер с помощью инструментальных связок склеил в одно полотно тематически разрозненные песни «Красных Элвисов».
Ссылка на саундтрек в оригинале статьи:
https://rockthistown.ru/six-string-samurai-1998/
Режиссёр хотел снять нарочито дешёвое в смысле производства, кино, которое не выглядело бы дешёвым в смысле эффекта. Но даже с бесплатной плёнкой и камерой, инвентарём и одеждой, собранными на свалках, Лэнсу и Джеффри не хватало денег. Не хватало времени — они снимали большую часть только по выходным, потому Джастин, игравший мальчишку, не мог пропускать школу по будням. Надо было спешить, потому что такими темпами к финалу пацан мог бы оказаться в колледже. Манджия из отснятого материала — около 20% всего экранного времени — смонтировал трейлер, который и сегодня выглядит захватывающим. С трейлером авторы отправились искать спонсоров.
В итоге они получили два миллиона долларов от интернет-биржи Голливуда (Hollywood Stock Exchange — HSX) — онлайн площадки, выпускающей виртуальные акции и облигации кинофильмов. Можно сравнить с теперешними спонсорскими сервисами, где люди переводят деньги на понравившийся проект и получают за это бонусы. На HSX владельцы «ценных бумаг» получали футболки, бейсболки с логотипами и прочую фанатскую атрибутику. И это было в 1998 году. Таким новаторским способом при зарождавшейся интернет-коммерции авторы получили деньги и смогли завершить проект.
Меня, с такими, с одной стороны обоснованными, с другой — чистыми чувствами к фильму, обидел факт его «нишевости» (иногда, сглаживая углы, это называют «культовостью», что, здесь по-моему, неверно) — и неопровержимого коммерческого провала. Что происходило в кинопрокате в августе–сентябре 1998 года? Вышли «Блейд», «Городские легенды», «Ронин», «Плезантвиль». Первая часть «Часа пик» с «Шестиструнным самураем» вышла в один день — 18 сентября. Соперники слишком сильны для парня, который делал домашнее задание. «Самурай» собрал 135 тысяч долларов, когда «Час пик» — 245 миллионов.
Но было ли что-то ещё кроме неравной конкурентной борьбы и слабого продвижения? У меня есть «конспирологическая» гипотеза. Прокат не удался из-за неподдельного патриотизма американцев, их установок, не предполагающих малейшего шанса, если не унизительности, сценария, описанного в завязке «Шестиструнного».
«Русские разбомбили США? Что за абсурд!»
Фильм, задуманный как последний в трилогии, должен был получить два приквела. Но он остался одиноким, как его герой. Среди комментариев к «Шестиструнному самураю» на киноплощадках распространено мнение, что фильм — отстой. Я не согласен, и вот почему: «Шестиструнному самураю» есть что сказать. Да, среди гвалта блокбастеров 1998 года его слова звучали как шёпот. Но некоторые его расслышали.
По сей день сказанное «Самураем» передаётся из уст в уста. Каким бы его не называли: любительским, дешёвым, пустым как корпус гитары героя, непризнанным гением, финальным шедевром постапокалиптической эпохи, «Шестиструнный самурай» — событие, нравится вам оно или нет, которое никогда не повторится.
Дружище! Cтавь лайки, пиши комментарии, и подписывайся на канал Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!