Найти тему
Рок-н-ролльный Журнал

Бадди из Долины Смерти – новый Король?

Русские сбросили бомбу на США в 1957 году, Элвис стал не только королём рок-н-ролла, но и взаправдашним самодержцем единственного уцелевшего города — Потерянного Вегаса. Пустоши, которыми стали американские земли, населены племенами дикарей и честолюбивыми гитаристами-ронинами, жаждущими прийти на смену недавно ушедшему монарху. Дамы и господа, Six String Samurai.

Многие комментарии и рецензии на него сводятся к дешевизне постановки, бессмысленности сюжета и даже бесталанности авторов. Возражу: дешевизна была задумана студентом-выпускником режиссёрского факультета университета Лойола Лэнсом Манджия , который хотел снять фильм за 25 тысяч долларов.

Взрыв атомной бомбы — событие, создавшее мир, по которому будут путешествовать герои.
Взрыв атомной бомбы — событие, создавшее мир, по которому будут путешествовать герои.
Представитель одичавшего поколения американцев, не знавших консьюмеризма.
Представитель одичавшего поколения американцев, не знавших консьюмеризма.
Из чего получают алкоголь в безжизненной пустыне?
Из чего получают алкоголь в безжизненной пустыне?

С оценками «бессмысленный» спорить не могу. И не потому, что они верны, а потому, что они ни одним автором не аргументированы. Сюжет «Самурая» понятен, в нём всё по канону и строго в хронологическом порядке. Завязка — в правильное время рассказывается, где происходит действие, кто герои фильма, чего они хотят добиться. Это ясно на десятой минуте фильма. Конфликт — перед героями возникают препятствия, герои вместе выпутываются из передряг, в которых каждый новый противник сильнее предыдущего. Развязка — герои спасают самое ценное, что у них есть, путешествие завершается. Такую историю я не могу назвать бессмысленной.

В фильме много отсылок на другие кинокартины, он в этом смысле плоть от плоти постмодернизма. Эти отсылки, прямолинейные и понятные, ведут на классические американские ленты: «Волшебник из страны Оз», «Грязный Гарри», «Безумный Макс». Скрипучий голос и манера диджея на радио, сопровождающего повествование, напоминают диджея из «Американских граффити» — Вульфмена («Человека-волка» или «Оборотня») Джека, которого в постапокалиптической действительности зовут Верфольфом.

Секрет мастерства — занимайся в любой свободный момент между драками и попойками.
Секрет мастерства — занимайся в любой свободный момент между драками и попойками.
Долина Смерти
Долина Смерти
Реквизит для съёмок собирали по мусоркам. Костюм этого падшего космонавта наполовину состоит из липкой ленты.
Реквизит для съёмок собирали по мусоркам. Костюм этого падшего космонавта наполовину состоит из липкой ленты.

Такая проработка мелочей говорит о любви сценаристов (Лэнс Манджия и Джеффри Фэлкон ) к своему творению, а не просто о желании получить диплом. Манджия было 24 года во время работы над фильмом, когда в портфолио у него была лишь одна хорошо принятая короткометражка. Манджия с Фэлконом несколько месяцев расписывали сцены. Парни не просто "выполнили домашнее задание", а сделали это великолепно.

Начало и концовка фильма определены по-моему однозначно. А вот посредине я вижу простор для фантазии. Вот как я увидел персонажа мальчика Дэвида (Джастин МакГуайр ) — имя слышно в последних криках его матери. Он живёт в пустоши вдвоём с матерью на границе жизни и смерти. Несмотря на свою диковатость, проявляет себя как талантливый механик — взламывает автомат с газировкой, управляет автомобилем. В семь лет. Эти не выдуманные, а процитированные с экрана обстоятельства роднят пацана с Энакином Скайуолкером из «Скрытой угрозы», премьера которой состоялась в мае 1999 года, девять месяцев спустя после выхода «Шестиструнного самурая». Что это? Предвидение? Удача новичка?

Лэнс Манджия подмечал, что в Долине смерти, где проходили съёмки, можно поставить камеру в первом попавшемся месте и всё равно получится красиво. Фильм взял награды за операторское мастерство и монтаж.
Лэнс Манджия подмечал, что в Долине смерти, где проходили съёмки, можно поставить камеру в первом попавшемся месте и всё равно получится красиво. Фильм взял награды за операторское мастерство и монтаж.
По дороге к Вегасу герои меняют отношение друг к другу...
По дороге к Вегасу герои меняют отношение друг к другу...
...и сменяют несколько видов транспорта
...и сменяют несколько видов транспорта

Пацан садится на хвост рок-н-ролльному сёгуну, которому он совсем некстати. И хотя путник в роговой оправе не старается учить мальчишку своим искусствам, тот перенимает и отвагу, и рок-н-ролл. В конце истории он готов продолжать дело учителя. Учителя, катана которого, — прямая аллюзия на традиции самураев, а способность героя сбивать мечом летящие стрелы и использовать музыку как «силу» — на мастерство джедаев.

Сюжет не разваливается, если не замечать всех этих отсылок. Можно смотреть фильм по настроению: на расслабоне или «под микроскопом». Когда создатели фильма оставляют такой простор для зрителей, я считаю это талантливой работой. Но к моему огорчению, кажется, в случае с «Шестиструнным» авторам лишь повезло. Повезло снять объёмную историю на просроченную киноплёнку. Повезло, потому что после Лэнс Манджия интересного кино не делал. Надеюсь, что только пока.

Фэлкон несколько лет жил в Гонконге и работал актёром в фильмах о боевых искусствах. Там научился ставить батальные сцены. Они с Маджией писали сценарий вместе, Маджия продумывал точки съёмки, Фэлкон — хореографию сражений. Сражения театральные, герой непобедимый. Бадди Холли, бравший уроки у Брюса Ли.

«Как в альтернативной реальности женщина показывала бы, что она выбрала этого мужчину? — спрашивали себя, работая над сценарием, Манджия и Фэлкон. — А почему бы не прилепляя к нему жвачку?»
«Как в альтернативной реальности женщина показывала бы, что она выбрала этого мужчину? — спрашивали себя, работая над сценарием, Манджия и Фэлкон. — А почему бы не прилепляя к нему жвачку?»
Мильные дощечки в чистом поле. Это комедия, несмотря на серьёзность положения.
Мильные дощечки в чистом поле. Это комедия, несмотря на серьёзность положения.
От такого заката даже гитара стоит.
От такого заката даже гитара стоит.

Я нахожу сюжет простым и мчащимся на музыкальном топливе. Саундтрек «Шестиструнного самурая» можно добавить к составу исполнителей главных ролей. Что есть в современной российской музыке собственно российского? А западного? Американского? Музыкальную «бомбу» в 1957 году в нашей реальности точно сбросили не русские. Но по сюжету фильма история пошла иначе. Что бы произошло с музыкой, прекрати развиваться американская культура в 1957м? Что, если бы доминантной стала российская музыкальная традиция, ассимилировавшая зачатки рок-музыки? Виртуозное владением инструментами в сочетании с издевательским, порой раздражающим и утрированным русским акцентом. Именно такой ансамбль набирал популярность в 1998 году.

Половину саундтрека написала группа «Red Elvises», половину — Брайан Тайлер при участии тех же «Элвисов». Тайлер, впоследствии написавший музыку для «Трансформеров», «Железного человека 3», «Мстителей», начал музыкальную карьеру в 1997 году в независимых картинах, и «Самурай» был его второй работой. Тайлер с помощью инструментальных связок склеил в одно полотно тематически разрозненные песни «Красных Элвисов».

-14

Ссылка на саундтрек в оригинале статьи:
https://rockthistown.ru/six-string-samurai-1998/

Режиссёр хотел снять нарочито дешёвое в смысле производства, кино, которое не выглядело бы дешёвым в смысле эффекта. Но даже с бесплатной плёнкой и камерой, инвентарём и одеждой, собранными на свалках, Лэнсу и Джеффри не хватало денег. Не хватало времени — они снимали большую часть только по выходным, потому Джастин, игравший мальчишку, не мог пропускать школу по будням. Надо было спешить, потому что такими темпами к финалу пацан мог бы оказаться в колледже. Манджия из отснятого материала — около 20% всего экранного времени — смонтировал трейлер, который и сегодня выглядит захватывающим. С трейлером авторы отправились искать спонсоров.

В итоге они получили два миллиона долларов от интернет-биржи Голливуда (Hollywood Stock Exchange — HSX) — онлайн площадки, выпускающей виртуальные акции и облигации кинофильмов. Можно сравнить с теперешними спонсорскими сервисами, где люди переводят деньги на понравившийся проект и получают за это бонусы. На HSX владельцы «ценных бумаг» получали футболки, бейсболки с логотипами и прочую фанатскую атрибутику. И это было в 1998 году. Таким новаторским способом при зарождавшейся интернет-коммерции авторы получили деньги и смогли завершить проект.

«Если бы ты был на моём месте, ты был бы симпатичным».
«Если бы ты был на моём месте, ты был бы симпатичным».
Русская армия
Русская армия
Дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, заканчивается.
Дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, заканчивается.

Меня, с такими, с одной стороны обоснованными, с другой — чистыми чувствами к фильму, обидел факт его «нишевости» (иногда, сглаживая углы, это называют «культовостью», что, здесь по-моему, неверно) — и неопровержимого коммерческого провала. Что происходило в кинопрокате в августе–сентябре 1998 года? Вышли «Блейд», «Городские легенды», «Ронин», «Плезантвиль». Первая часть «Часа пик» с «Шестиструнным самураем» вышла в один день — 18 сентября. Соперники слишком сильны для парня, который делал домашнее задание. «Самурай» собрал 135 тысяч долларов, когда «Час пик» — 245 миллионов.

Но было ли что-то ещё кроме неравной конкурентной борьбы и слабого продвижения? У меня есть «конспирологическая» гипотеза. Прокат не удался из-за неподдельного патриотизма американцев, их установок, не предполагающих малейшего шанса, если не унизительности, сценария, описанного в завязке «Шестиструнного».

«Русские разбомбили США? Что за абсурд!»

Фильм, задуманный как последний в трилогии, должен был получить два приквела. Но он остался одиноким, как его герой. Среди комментариев к «Шестиструнному самураю» на киноплощадках распространено мнение, что фильм — отстой. Я не согласен, и вот почему: «Шестиструнному самураю» есть что сказать. Да, среди гвалта блокбастеров 1998 года его слова звучали как шёпот. Но некоторые его расслышали.

По сей день сказанное «Самураем» передаётся из уст в уста. Каким бы его не называли: любительским, дешёвым, пустым как корпус гитары героя, непризнанным гением, финальным шедевром постапокалиптической эпохи, «Шестиструнный самурай» — событие, нравится вам оно или нет, которое никогда не повторится.

Ребята с тёмным прошлым и мальчик с неопределённым будущим.
Ребята с тёмным прошлым и мальчик с неопределённым будущим.
-19

Дружище! Cтавь лайки, пиши комментарии, и подписывайся на канал Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!

-20