Найти тему
ПАНТОГРАФ

Уникальный трамвай рельсошлифовщик-ледоруб в Твери

Несмотря на то, что в годы СССР существовали специализированные предприятия, занимающиеся производством специальной техники для трамвайных хозяйств, местные Кулибины в трамвайных хозяйствах также вносили свою лепту, как перестраивая в служебные списанные пассажирские вагоны, так и дорабатывая служебные вагоны заводского производства.

Вагон РШЛ-1 на рубеже 80/90-х, фото из архива музея ГЭТ Твери, предоставлено для публикации группой  ВК "Все о транспорте"
Вагон РШЛ-1 на рубеже 80/90-х, фото из архива музея ГЭТ Твери, предоставлено для публикации группой ВК "Все о транспорте"

В советские годы в тогда еще Калинине (ныне Тверь) доработке подвергся стандартный снегоочистительный вагон модели ГС-1, выпущенный в Горьком (ныне Нижний Новгород). После доработки трамвай стал выполнять сразу несколько функций. Помимо основной своей задачи чистить пути от снега, вагон также стал способен шлифовать рельсы. С целью того, чтобы установить шлифовальное оборудование, в конструкцию вагона были внесены изменения. Так двери были перенесены с середины кузова ближе к его краям, а в центре вагона вместо подножек было установлено шлифовальное оборудование.

Вагон РШЛ-1 в 2005 году, судя по всему шлифовальное оборудование уже было демонтировано, фото Василий Филиппов
Вагон РШЛ-1 в 2005 году, судя по всему шлифовальное оборудование уже было демонтировано, фото Василий Филиппов

Однако на этом доработка вагона не была закончена. Вместо одной щетки на валу были сделаны зубья для срубки льда (ледоруб). После такой переделки вагону был присвоен бортовой номер РШЛ-1, расшифровка номера в настоящее время трактуется двояко, по одной версии РШЛ расшифровывается как РельсоШЛифовальный вагон, по иной как РельсоШлифовальный Ледоруб.

Ледоруб (рабочий орган), 2005 год, фото Василий Филиппов
Ледоруб (рабочий орган), 2005 год, фото Василий Филиппов

Долгое время вагон находился на территории депо 1, ориентировочно в середине 2000-х годов с него было демонтировано оборудование для шлифовки и он превратился в обычный снегоочистительный вагон, сохранив функцию ледоруба. С 10.2010 года вагон был передан в депо номер 2, где был перенумерован в номер 403. Как минимум в 2014 году физически был цел, на текущий момент значится как "не эксплуатируется", т.е. информации о его списании и порезке пока не имеется. Однако, в Твери с ноября 2018 года отсутствует трамвайное движение.

Последний, имеющийся на данный момент, по времени снимок вагона, июнь 2014 года, фото с сайта СТТС, автор Дмитрий Золотарев
Последний, имеющийся на данный момент, по времени снимок вагона, июнь 2014 года, фото с сайта СТТС, автор Дмитрий Золотарев

Вообще, в советские годы было многое продумано, включая и централизованный выпуск отраслевыми предприятиями специальных трамвайных вагонов. В наше же время появились новые производители пассажирских вагонов, новые разработки, но практически никто централизованно не занимается служебными, специализированными вагонами. ПТМЗ прекратил свое существование, единственный проект Тихорецкого машиностроительного завода - снегоочистительный вагон модели "РОСТ" так и не пошел в серию. Ныне его даже нет в производственной программе предприятия. На самом деле это вызывает серьезные опасения, техника, сделанная во времена СССР стареет, а замены не предвидится.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет". Благодарю за идею пользователя Андрея29.

Другие материалы канала по теме общественного транспорта:

Спецтехника для трамвайных хозяйств. Часть 2

На каких автобусах ездят в Богородицке

Необычный трамвай "Татра" в Праге. Экскурсия под пиво

-5