Читаю, значит, я Зощенко. И вот одним холодным вечером дошел до цикла "Рассказы о Ленине". Рассказы, как вы помните, предназначены для детей. И эти рассказы написаны в таком стиле ..., как бы вам сказать, даже не знаю как.
Вот фрагмент:
И меня терзает смутное сомнение. Михаил Зощенко - гений сатиры. И вдруг он пишет рассказы про Ленина для детей. Да еще в таком своеобразном стиле. Это даже не детский стиль, это некое "дурачество".
Вот еще кусочек:
И что интересно - такой вот своеобразный архинаивный стиль. Можно было бы подумать про фигу в кармане, но данные рассказики были написаны в 1940-м году. Это только потом Михаилу Зощенко достанется от советской власти.
Писал для детей, типа, история жизни того самого главного человека в истории советского государства. Цель какая? Показать, что товарищ Ленин это самый обычный человек, который сначала был самым обычным маленьким мальчиком, а потом стал самым обычным мужчиной с прищуром, любящим трудовой народ, ради которого он и "сделал революцию" на зло всем врагам.
Мне бы хотелось спросить у старшего поколения, а вот в 60-х 70-х годах эти рассказики как воспринимались?
Я сам еще застал то время, когда мы совсем чуть-чуть, но изучали про Ленина, но по рассказам Бонч-Бруевича. Но у него вроде как для детей, но серьезно. А у Зощенко получился чистой воды гротеск, который сегодня можно без всяких изменений зачитать со сцены (с правильной комической интонацией), а все будут думать, что это сам выступающий придумал такой смешной монолог. Нечто подобное однажды было в КВН в начале 2000-х.
Рассказики Зощенко я прочитал с большим удовольствием. Но не мог я во время чтения не улыбаться.
Если бы Ленин прочитал про себя эти рассказики, то он наверняка бы сказал что-то в стиле Георгия Ивановича (он же Гога, он же Гоша, он же Юрий):
- Какой -то я слишком талантливый получился .
А я бы добавил:
- И идеальный.
И вот эта идеальность очень даже комична.
Как в КВН тоже было:
- А давайте переведем всю нашу зарплату детям Африки!
- А давайте!
И все смеются над этой наивностью, которая имела место, но много лет назад.
Зощенко, конечно, гений. Мне кажется, что в некотором смысле Довлатов пытался копировать Зощенко, хотя бы частично. Вроде обычный рассказик для газеты, но как представишь Довлатова (я его почему-то представляю актером Миланом Маричем, который сыграл его в фильме), то почему-то представляется эта фига в кармане.
Однажды Довлатов и сам писал историю, когда редактор, не читая статью, прямо спросил:
- Я читать не буду, но поклянись мне, что там у тебя нет очередной фиги в кармане.
А сегодня довлатовский стиль, опять же частично, можно наблюдать в произведениях Андрея Аствацатурова. Но у него уже никаких фиг в кармане, у него просто этакая жизненная сатира.
А сатиру я люблю, но хорошую, качественную. У меня записаны на телефоне выступления Ильченко с Карцевым. Вот где отличные тексты за авторством Жванецкого. Вроде бы ни к чему не придерешься, так как всё красиво завуалировано, но наступает дикий хохот, когда понимаешь.