- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 55
Во дворце Хастинапура
В честь окончания состязаний во дворце проводилось пышное празднование. Весь двор перед царским дворцом был освещен огнями, украшен цветочными гирляндами, а дорожки усыпаны лепестками. Множество самых искусных музыкантов было приглашено на праздник – они сидели на сооруженных для них сценах и услаждали гостей прекрасной музыкой.
Царица Кунти в сопровождении Приямвады вышла во двор. И тут же услышала веселый возглас принцессы Духшалы:
- Матушка Кунти! Посмотрите, кто у нас в гостях! Это моя подруга Субхадра, дочь царя Васудевы, мы вместе учились, - Духшала указывала на молодую девушку, которая восхищенно смотрела на царицу.
Кунти была счастлива – царь Васудева приходился ей братом, и увидеть его взрослую дочь, свою племянницу, было неожиданной радостью. Субхадра подошла ближе и поклонилась:
- Когда я отправлялась сюда, брат Кришна сказал мне, что царица Кунти – наша тетя. Мое почтение, дорогая тетушка!
Кунти обняла племянницу. А потом, усадив девушку возле себя, принялась расспрашивать о жизни брата, его супруги Деваки, а также племянников Кришны и Баларамы. Слава о подвигах и чудесных деяниях Кришны долетела и до Хастинапура:
- Я так хочу встретиться с Кришной, - сказала Кунти, - он воистину божественен!
- Брат Кришна говорит, что волны любви могут соединить даже океан и горы. Скоро вы обязательно встретитесь, - с теплой улыбкой ответила Субхадра.
Молодым девушкам не сиделось на месте, и, поклонившись царице, они отправились поближе к музыкантам. По пути Субхадра бросила взгляд на ступени дворца и замерла. Навстречу ей шел Арджуна, и принцесса просто не могла отвести от него глаз.
Заметив, что его пристально разглядывает прекрасная незнакомка, Арджуна смущенно улыбнулся и свернул в сторону. Опомнившись, Субхадра побежала догонять принцессу Духшалу.
Тем временем принц Бхима подошел поприветствовать царицу Кунти, и, похоже, не собирался никуда уходить.
- Бхима, почему ты сел здесь, среди женщин?
- Ты уже столько лет не кормила меня своими руками, мама!
- Мама, ты обязательно должна покормить Бхиму, - сказал, подойдя к ним, Арджуна, - а то он не даст нам поесть!
Бхима немного смутился, женщины весело смеялись.
- Хорошо, Бхима, - ответила Кунти, - я покормлю тебя, когда принесут угощения, а сейчас идите к гостям.
Юдхиштхира, Накула и Сахадева тоже подошли к музыкантам, принцесса Духшала приветствовала братьев и представила им свою подругу. Узнав, что Субхадра сестра Кришны, Юдхиштхира заметил:
- Кришна оказывает большое влияние на политику в арийских землях.
- Брат Кришна сказал, что ситуация в арийских землях сильно изменится именно благодаря вам.
Братьев это немного смутило, они стали спрашивать девушек об их учебе, и Духшала пожаловалась, что никак не смогла освоить музыкальные инструменты, в отличие от своей подруги, которая прекрасно играет на вине (старинный индийский щипковый музыкальный инструмент).
Все посмотрели на Субхадру, а она, казалось, не видела никого вокруг – к ним приближался Арджуна. Накула, заметив восхищенный взгляд девушки, сказал:
- Наш брат Арджуна играет на многих музыкальных инструментах!
- Накула, я играю только по особым случаям, - пытался возразить Арджуна.
Но принцесса Духшала стала уговаривать его сыграть, а Субхадра, хоть и не говорила ни слова, смотрела и улыбалась так, что отказаться было невозможно.
Братья подмигивали друг другу, и подошедший только что Бхима добавил:
- Давай, Арджуна, принцесса Субхадра будет рада послушать твою игру на вине.
Принц Арджуна поднялся на небольшое возвышение и начал играть. Он прикрыл глаза, полностью сосредоточившись на музыке, а Субхадра, улыбаясь, все смотрела на прекрасного юношу.
В это время из дворца вышел принц Дурьодхана в сопровождении Ангараджа Карны, а следом и другие Кауравы. Они тоже приблизились к музыкантам. Глядя, как самозабвенно играет Арджуна и как восхищенно смотрит на него принцесса Субхадра, Дурьодхана ухмыльнулся - вот он, прекрасный повод при всех унизить ненавистного соперника!
Музыка смолкла. Арджуна открыл глаза и сразу встретил взгляд Субхадры. Между ними шел безмолвный диалог:
«Я играл для вас, принцесса» - «Я очень рада, благодарю»
Остальные зрители тоже были довольны и бурно аплодировали. Когда все стихло, только один человек продолжал хлопать в ладоши – принц Дурьодхана. Делал он это демонстративно и насмешливо, а потом сорвал с себя одно из украшений и бросил к ногам Арджуны:
- Браво! Своей игрой ты доставил мне удовольствие! – громко сказал он и, повернувшись к своим братьям, добавил: - Духшасана, заплати и остальным музыкантам!
Кауравы дружно рассмеялись, а сыновья Панду, окружив Арджуну, смотрели на них без тени улыбки. Дурьодхана же продолжал спектакль:
- Друг мой Карна, может, ты тоже на чем-нибудь сыграешь?
- Если бы кто-то другой задал мне этот вопрос, я посчитал бы это оскорблением, - ответил Ангарадж, - для настоящего лучника лучшая музыка – это звон натянутой тетивы.
Дурьодхана насмешливо посмотрел на Арджуну и добавил совсем уж оскорбительное:
- Из-за таких, как ты, «музыкантов», династия Куру может потерять свою доблесть.
Тут уже не выдержал Бхима, напомнив Дурьодхане, что совсем недавно Арджуна пригвоздил его к арене своими стрелами, на что принц ответил, что его другу Карне понадобилась всего одна стрела, чтобы освободить его.
- Освободиться и сбежать всегда проще, - заметил Арджуна, - это достойно мыши, попавшей в мышеловку. Но не достойно воина!
Ангарадж принял эти слова на свой счет, и уже рванулся вперед, чтобы снова бросить вызов принцу Арджуне, но его остановил царь Шакуни, незаметно подошедший к братьям Кауравам:
- Карна! Ты великий лучник, но в словесных поединках ты вряд ли победишь сыновей Панду. Одни занимаются делом, а другие только болтают языком!
Шакуни был мастером как раз в последнем, и все свои темные дела, все козни и интриги он плел именно так. Вот и сейчас, на глазах у всех гостей он унижал Пандавов, преследуя определенную цель – вывести братьев из себя.
Но все пятеро принцев держались безупречно, практически не отвечая на оскорбления. Однако, Карна бросил фразу, которая стала последней каплей в чаше терпения Арджуны:
- Продолжай играть, принц! Чтобы развлечь прекрасных дам, тебе следует еще и сплясать…
Сказав эти слова, Карна повернулся, чтобы уйти, но Арджуна уже не мог этого вынести:
- Ангарадж Карна! – вскричал принц и бросился вперед.
По пути он выхватил кинжал, и, когда подбегал к Карне, в его руке сверкнуло оружие. Брат Юдхиштхира крикнул, чтобы Арджуна держал себя в руках, да тот и сам понял, что погорячился. Арджуна остановился, с ненавистью глядя в глаза врагу. Но дело было сделано – принц обнажил оружие на царском празднике, угрожая им гостю.
Шакуни ликовал. Именно подобной ошибки он и ждал от Пандавов. К ним как раз приближались Великий Бхишма, главный министр, а следом и царь. Конечно, описать ситуацию взялся Шакуни:
- Принц Арджуна оскорбил нашего гостя! Он только что угрожал оружием царю Ангапрадеша, нашему союзнику! Может быть, сейчас принц Арджуна станет угрожать оружием и царю Гандхара, - добавил Шакуни с опаской.
Все молчали. И хотя ситуация была представлена в невыгодном свете, возразить было нечего.
Шакуни продолжал, обращаясь к царю, который ничего не видел, и воспринимал все только с его слов:
- Махарадж, нам предстоит рассудить, какое наказание должен понести принц за свой проступок!
Царица Гандхари, стоящая рядом с супругом, высказала спасительное для Арджуны предположение:
- Возможно, принц Арджуна пошутил? Ведь он не пустил в ход оружие и не произнес ни одной угрозы?
Шакуни разбирался в правах и законах и ответил сестре с готовностью:
- Чтобы шутить с Ангараджем, принц Арджуна должен иметь на это право, которого у него нет! Ведь Карна не друг и не брат принцу…
Царь Дхритараштра, на которого слова Шакуни всегда имели огромное влияние, гневно произнес:
- Арджуна, ты совершил тяжкое преступление - поставил под удар отношения с союзниками! От лица Хастинапура я приношу извинения царю Ангапрадеша, - повернулся царь к Карне.
- Махарадж, зачинщик конфликта не заставит меня забыть ваши благодеяния, - ответил Карна, «принимая» извинения.
Конечно, никто и не сомневался, что никакого конфликта между Хастинапуром и Ангапрадешем не будет. Да и не могло угрожать Хастинапуру небольшое царство. Все это было раздуто и преувеличено, однако враги были готовы воспользоваться любой ошибкой:
- Арджуна заслужил суровое наказание, отец! – сказал Дурьодхана.
- За такое преступление возможно только одно наказание, - провозгласил царь, - ИЗГНАНИЕ из царства Куру!
<< Глава 54 | Глава 56 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ