Найти тему
Lyubov' Moya

Краткая история ада

Оглавление

Что вы думаете о рае и аде? Даже если вы не религиозны, трудно избежать притяжения этих двух противоположных судеб, ожидающих человечество после смерти: вечный рай и радость в облаках или вечное проклятие и отчаяние в огненных глубинах.

Концепция ада присутствует во многих религиях, таких как месопотамские религии третьего века до нашей эры, а также в римской и греческой мифологии ( Аид , кто-нибудь?). Ислам , буддизм и индуизм тоже признают существование ада. Но для целей этой статьи мы сосредоточимся на иудео-христианской концепции ада. Откуда взялось наше коллективное западное представление об аде? И всегда ли так было с самого начала?

Вовсе нет, - говорит Джеффри Трамбауэр , профессор религиоведения в колледже Святого Михаила в Берлингтоне, штат Вермонт, и автор книги « Спасение мертвых: посмертное спасение нехристиан в раннем христианстве ».

«В еврейской Библии почти нет представления о загробной жизни», - говорит Трумбауэр, имея в виду книги, которые в значительной степени составляют Ветхий Завет в христианстве. По сравнению с древними египтянами, чьи «Книга мертвых» и «Книга врат» представляют надежные представления о том, что нас ждет после смерти, народ Палестины вряд ли задумывался об этом.

В редких отрывках еврейской Библии можно увидеть Шеол , еврейский подземный мир, как унылое, призрачное существование, нейтральное место для хранения всех мертвых, как добрых, так и злых. В книге 1 Царств 28: 7-24 , например, обеспокоенный Саул хочет поговорить с мертвым пророком Самуилом, поэтому он обращается к ведьме или медиуму, которые могут вызвать мертвых.

«Женщина сказала:« Я вижу призрачную фигуру [а], выходящую из земли ».«
Как он выглядит? »- спросил [Саул] .
« Подходит старик в халате », - сказала она.
Тогда Саул узнал, что это Самуил, и он поклонился и простерся лицом до земли.
Самуил сказал Саулу: "Почему ты побеспокоил меня, подняв меня?"

Для Трамбауэра поразительно то, что Самуил, «великий пророк и, безусловно, праведник», не жил в каком-то небесном раю, а вместо этого ворчливо поднялся «из земли», как будто он проснулся от долгого сна. . В представлении древних иудеев Шеол был единственной свалкой для всех мертвых в мире.

Так откуда же нам в первую очередь прийти к мысли о божественном суде, о том, что Бог отделяет добро от зла ​​и приговаривает их к противоположной судьбе? Самое раннее библейское упоминание содержится в книге Даниила 12: 2, написанной около 165 г. до н. Э., В которой пророку дается видение Судного дня.

«Множество спящих в прахе земли пробудятся: одни для жизни вечной, другие - для стыда и вечного презрения».

Вместо нейтральной загробной жизни Дэниел дает нам первое описание того, что историк Алан Бернштейн называет «моральной смертью», где ваша вечная судьба зависит от того, как вы прожили свою жизнь. Трумбауэр говорит, что к I веку нашей эры идея последнего суда, на котором Бог назначает различные награды и наказания, была широко распространена в иудаизме.

«Когда есть движение Иисуса [евреи, решившие последовать за Иисусом], они уже погрязли в подобных вещах», - говорит Трумбауэр.

Новый вид ада

В Новом Завете Иисус и его ученики вводят новый термин для обозначения ада - еврейское слово геенна . Согласно еврейской традиции, Геенна была долиной за городскими стенами Иерусалима, которая одновременно использовалась как свалка, где постоянно сжигали мусор.

«Это было мерзкое, сырое, вонючее место, поэтому этим словом стала обозначать эту адскую огненную яму, где мучают людей», - говорит Трумбауэр.

Но когда Новый Завет говорит об аде, он по-прежнему в основном представляет ад как место, куда злодеи отправляются только после Судного дня, а не сразу после смерти. Возьмем, к примеру, Евангелие от Матфея, в котором Иисус рассказывает притчу об овцах и козлах , в которой «Царь» разделяет добро и зло в последние дни, как пастырь отделяет своих овец от козлов.

«Тогда он скажет тем, кто слева от него:« Отойдите от меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов ».

Однако есть один поразительный пример в евангелиях ада как места, куда плохих парней посылают сразу после смерти, чтобы подвергнуться пыткам за свои грехи. Это история о богаче и нищем Лазаре из 16 главы Евангелия от Луки .

В сказке богач пирует, а Лазарь питается объедками, падающими с его стола, а собаки вылизывают его открытые раны. Когда оба мужчины умирают, нищий Лазарь «переносится на сторону Авраама» на небесах, а богатый отправляется в противоположную сторону.

«В Аиде, где он был в мучениях, [богатый человек] взглянул и увидел вдали Авраама и Лазаря рядом с ним. И он крикнул ему:« Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря окунуть верхушку ». его пальца в воде и охлади мой язык, потому что я в агонии в этом огне ».
«Но Авраам ответил:« Сын, помни, что в твоей жизни ты получил свое хорошее, а Лазарь получил плохое, но теперь он утешается здесь, и ты в агонии ».

-2

В народном воображении ад часто изображается как место огня. Но знаем ли мы, что это на самом деле?

Первые реальные графические описания ада и его мучений выходят за рамки канона Нового Завета в христианских апокрифических текстах второго века нашей эры. Одно из самых ярких видений ада записано в Апокалипсисе Петра , который был широко известен в христианских кругах. в то время, хотя и не считался частью библейского канона .

После описания неба как «яркого света ... и самой земли, цветущей неувядающими цветами, полной пряностей и растений, прекрасных цветущих и нетленных, приносящих благословенные плоды», автор переходит к сочному материалу. Каждое наказание в аду соответствует преступлению.

Убийцы были «брошены в некое тесное место, полное злых змей, и поражены этими зверями», а души убитых с удовлетворением наблюдали за ними. Те, кто хулили и клеветали на праведников, были вынуждены «[грызть] свои губы ... и [получать] раскаленное железо в свои глаза». Богачей, отказывавшихся от сирот и вдов, заставляли носить «рваные и грязные» одежды и бесконечно ходить по «камешкам острее мечей или любой другой раскаленной плеве».

В наше время многие теологи преуменьшают значение ужаса и подчеркивают, что худшая часть ада - это не змеи и огонь (которые, вероятно, не являются буквальными), а скорее отделение от Бога .

А что насчет сатаны?

Сатана не всегда был красным демоном с рогами, раздвоенными ногами и вилами. Когда мы впервые встречаемся с ним в ветхозаветной книге Иова , он представляет себя Богу вместе с несколькими «сынами Божьими» и приходит к мысли проверить веру Иова, лишив его всего, чем он обладает. Для древних евреев сатана был противником, искусителем и обвинителем человека, но не чистым злом, - говорит Трумбауэр.

Этот более поздний взгляд на сатану, по его словам, вероятно, был заимствован из зороастризма, религии Персии, которая правила еврейским народом в течение 200 лет с 530 по 330 год до нашей эры.

-3

Иллюстрация из «Видения ада», первой части «Божественной комедии» ( La Divina Commedia ) Данте Алигьери. Многие приписывают этой книге образ сатаны с парой крыльев летучей мыши.

«Персидская религия была дуалистической, - говорит Трумбауэр, - с абсолютным добром и абсолютным злом, постоянно находившимся в состоянии войны. Персы также верили в« конец времени »и последний пожар».

Ко времени Христа иудейские последователи Иисуса приняли эту персидскую версию сатаны как источника всего зла и главного противостояния Бога. Что касается рогов и копыт, то эти образы, вероятно, были заимствованы у языческих богов, таких как Молох и Пан, а средневековые авторы, такие как Данте, дали сатане крылья летучей мыши в его « Инферно », чтобы контрастировать с пернатыми крыльями ангелов.

ВОТ ЭТО ИНТЕРЕСНО

В 1031 году католическая церковь официально закрепила существование чистилища (от латинского «очищать»), временного места наказания за «простительные» грехи, в которых не покаялись при жизни. Восточная Православная Церковь никогда не принимала чистилища.