Найти в Дзене
Виталий Минутко

Серотониновый синдром и злокачественный нейролептический синдром

Оглавление

Серотониновый синдром

Серотониновый синдром  ( SS ) проявляется в виде изменений психического статуса, нарушений вегетативной нервной системы, других неврологических проявлений и гипертермии. Серотониновый синдром происходит при приеме нескольких серотонинергических лекарств и проявляется  быстрым началом изменения психического статуса, миоклонусом (непроизвольные кратковременные (до 0,1 с.) сокращения определенных мышц) и вегетативной нестабильностью.

Злокачественный нейролептический синдром

NMS - это редкое и потенциально серьезное побочное действие, связанное с применением антипсихотиков. Злокачественный нейролептический синдром (NMS) проявляется как:

  • ригидность мышц
  • гиперпирексия (лихорадка)
  • нарушением регуляции гемодинамики
  • озноб
  • изменения психического статуса
  • вегетативная нестабильность.

Этот синдром связан с мультисистемной органной недостаточностью, потенциально приводящей к рабдомиолизу, остром респираторному дистресс-синдрому и диссеминированному внутрисосудистому свертыванию.

Принято считать , что злокачественный нейролептический синдром вызывают классические нейролептики , однако, атипичные нейролептики ( АА) также могут вызывать NMS  даже при назначении в виде монотерапии. Появление NMS при назначении AA и особенно , клозапина является редкими, но все же зарегистрованными  случаями , учитывая его низкую способность блокировать рецепторы D2. Это указывает на то, что низкий потенциал индукции экстрапирамидного синдрома не предотвращает NMS, и предполагает возможную роль серотонинергических и норадренергических рецепторов в патогенезе NMS.

Дифференциальная диагностика злокачественного нейролептического синдрома и серотонинового синдрома

Дифференциация злокачественного нейролептического синдрома  и серотонинового синдрома может быть сложной задачей из-за их сходной клинической картины. Клинический лабораторный профиль повышения креатинкиназы, функциональных тестов печени (лактатдегидрогеназа, аспартаттрансаминаза) и количества лейкоцитов в сочетании с низким уровнем сывороточного железа отличает NMS от SS у пациентов, одновременно принимающих нейролептики и агонисты серотонина. . Как для SS, так и для NMS немедленное прекращение действия опасных препаратов является основным лечением наряду с поддерживающей терапией. Для злокачественного нейролептического синдрома  дантролен является наиболее эффективным лекарственным средством, основанным на фактических данных, в то время как для лечения серотонинового синдрома  не существует научно обоснованных лекарственных препаратов.

Возможно,  лабораторные данные, включающие метаболиты дофамина и серотонина, можно было бы использовать в качестве дополнения к клиническим историям при диагностике NMS. Использование катехоламинов в моче в качестве диагностического средства при NMS сомнительно и требует дальнейшей оценки. Можно также полагать, что хорошим подспорьем может быть использования нейронного теста для дифференциальной диагностики этих синдромов.

В литературе рассказывается об уникальном случае пациента, у которого развился SS, который перекрывался с NMS после приема имипрамина и карбоната лития с последующим добавлением метоклопрамида. Это первый отчет о случае SS, который частично совпал с NMS. Автор заметки в также кратко обобщает клинические симптомы каждого синдрома и описывает подходы, которые использовались для дифференциальной диагностики двух синдромов ( Koichi Nisijima, 2015)