Найти тему

"Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим," - В.В. Верещагин о войне.

"Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим"

- так можно охарактеризовать творчество художника с мировым именем Василия Васильевича Верещагина, хотя именно так он подписал одну из своих картин, но о ней чуть позже.

Родился он 26 октября 1842 г. в селе Пертовка в семье потомственного дворянина Череповецкого уезда Новгородской губернии (сейчас это Череповекий район, Вологодской области) Василия Васильевича Верещагина.

 Василий Васильевич Верещагин- художник.
Василий Васильевич Верещагин- художник.

Так сложилась судьба, что во время учебы в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге Василий Васильевич - младший одновременно учился рисовать и в школе Общества поощрения художеств.

А после окончания Морского корпуса продолжал постигать науку в Академии художеств, которая стала его новой альма матерь. Но ее он не закончил из-за несогласия с ее правилами к изображению действительности.

Затем Верещагин отправился на Кавказ, где рисовал уже в Тифлисе. Далее его путь пролег в парижскую Школу изящных искусств Жана-Леона Жерома.

Жером. Молодые греки забавляются петушиным боем. 1846, Музей Орсе
Жером. Молодые греки забавляются петушиным боем. 1846, Музей Орсе

Возвратившись из Парижа, он снова отправился на Кавказ...

Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году он принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение. За оборону Самаркандской крепости Василий Васильевич был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

Василий Васильевич Верещагин
Василий Васильевич Верещагин

В 1869 году, снова находясь в Туркестане, Василий Верещагин оказался участником похода против "степняков". Успешно выполнив задачу похода, на обратном пути отряд оказался окружен и ему пришлось пробиваться назад с боями. В это время Верещагин, оставшись с одним офицером в стороне от основного отряда, подвергся неожиданному нападению большого количества "степняков". "Как только я не поседел тут, признаюсь, минута была жуткая. Враги норовили "рубнуть" шашкою или уколоть пикою" — писал он . То есть из всего сказанного, можно сделать вывод, что Василий Васильевич Верещагин не понаслышке знал суть войны.

Василий Васильевич Верещагин. "После удачи" .1868, Государственный Русский музей.
Василий Васильевич Верещагин. "После удачи" .1868, Государственный Русский музей.

В верещагинской "Туркестанской серии" того периода существует около 250 работ. Но в ней есть особый цикл под названием "Варвары". Он состоит из семи картин, в которых рассказывается история одного русского отряда. Сам художник говорил, что цикл "может быть назван эпической поэмой, в которой картины заменяют главы".

Вот они.

"Высматривают". Верещагин Василий Васильевич. Холст, масло 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Высматривают". Верещагин Василий Васильевич. Холст, масло 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин Василий Васильевич. "Нападают врасплох" .1871. Холст, масло. 82 х 207 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Верещагин Василий Васильевич. "Нападают врасплох" .1871. Холст, масло. 82 х 207 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

-7
Василий Васильевич Верещагин. „Представляют трофеи“. 1872 Холст, масло 240,8 см. x 171,5см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Васильевич Верещагин. „Представляют трофеи“. 1872 Холст, масло 240,8 см. x 171,5см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Действие происходит во дворце эмира в Самарканде. Эмир с группой придворных рассматривает головы врагов, сваленные в кучу. При этом придворные прикрываются от запаха рукавами халатов.

В. В. Верещагин. “Торжествуют”. 1872. 195.5 × 257 см. Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В. В. Верещагин. “Торжествуют”. 1872. 195.5 × 257 см. Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Центральная точка этого сюжета — картина «Торжествуют», на которой туркестанцы празднуют победу над русскими.

В центре композиции мулла обращается к толпе. На раме картины Верещагин написал: "Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога".

Верещагин Василий Васильевич. "У гробницы святого — благодарят Всевышнего" .1873. Государственный музей изобразительных искусств и архитектуры, Анкара
Верещагин Василий Васильевич. "У гробницы святого — благодарят Всевышнего" .1873. Государственный музей изобразительных искусств и архитектуры, Анкара

Верещагин Василий Васильевич. "Апофеоз войны". 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Верещагин Василий Васильевич. "Апофеоз войны". 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим" - написано на раме картины.

"Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, – признавался Верещагин, – выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого".

Впечатление, которое производили картины на выставках, очень образно выразил Всеволод Гаршин в 1874году.

Толпа мужчин, детей и дам нарядных
Теснятся в комнатах парадных
И, шумно проходя, болтают меж собой:
«Ах, милая, постой!
Regarde, Lili,
Comme c’est joli!
Как это мило и реально,
Как нарисованы халаты натурально».
«Какая техника! – толкует господин
С очками на носу и с знанием во взоре. –
Взгляните на песок: что стоит он один!
Действительно, пустыни море.
И… лица недурны!»… Не то
Увидел я, смотря на эту степь,
на эти лица;
Я не увидел в них эффектного эскизца,
Увидел смерть, услышал вопль людей,
Измученных убийством, тьмой лишений…
Не люди то, а только тени
Отверженников родины своей.
Ты предала их, мать!
В глухой степи – одни,
Без хлеба, без глотка воды гнилой,
Изранены врагами, все они
Готовы пасть, пожертвовать собой,
Готовы биться до последней капли крови
За родину, лишившую любви,
Пославшую на смерть своих сынов…
Кругом – песчаный ряд холмов,
У их подножия – орда
свирепая кольцом
Объяла горсть героев. Нет пощады!
К ним смерть стоит лицом!..
И, может быть, они ей рады;
И, может быть, не стоит жить-страдать!..
Плачь и молись, отчизна-мать!
Молись! Стенания детей,
Погибших за тебя среди глухих степей,
Вспомянутся чрез много лет,
В день грозных бед!

P.S. Если хотите узнать о брате Василия Васильевича Верещагина, то читайте Николай Васильевич Верещагин создал технологию и бренд вологодского масла. Кино. Полезно ли оно?

Друзья, если понравился материал,

то ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Астролог Светлана Манухина

Пишите: svet-mann@yandex.ru