И для чего она нужна.
Мы часто слышим о таинственной теории игр, то в фильмах, то в СМИ, то просто знакомый скажет. За это время у многих могло сформироваться весьма непонятливое отношение к этой теории, как к чему то объемному, большому, и возможно, бессполезному. Однако это весьма полезный и интересный ПРИКЛАДНОЙ инструмент. Давайте же разберёмся что это.
Теория игр изучает стратегическое взаимодействие определенных субъектов, будь то люди, правительства или коммерческие компании. Основное условии теории - вы не знаете что выберет человек с которым вы находитесь в сотрудничестве или конкуренции. То есть вам нужно выбрать такой вариант действий, который был бы наиболее выгодным при любом ходе вашего товарища. Разберём на примере классики теории игр - дилемме заключенного.
В данном случае у нас есть заключенный Бонни, и заключенный Клайд, по вертикали у нас отмечены возможные действия Бонни, по горизантали заключенного Клайда, в самой таблице показаны результаты действий обоих заключенных. Например Бонни выбирает стучать, и Клайд выбирает стучать, тогда по таблице оба товарища получают по 5 лет тюрьмы, что ж, не лучший вариант.
Теперь давайте разберём более предметно, начнём с Бонни. Выгодно ли ей стучать? От этого действия два варианта - либо 5 лет, либо свобода. Также Бонни может молчать, тогда результатом будет либо 2 года, либо 10. Мда, 2 года конечно выглядят заманчиво на фоне 5, но все же возможные 10 лет отпугивают еще больше, следовательно, оптимальный выход для Бонни - стучать.
Что касается Клайда, то в силу абсолютно таких же вариантов действий и их результатов, оптимальный выбор будет ровно таким же - стучать. Как говорится "из двух зол нужно выбирать меньшее".
Такая вот несложная модель и показывает как осуществляется стратегическое взаимодействие в теории игр, ясное дело это даже не 10% всей теории, но это база, дающее представлении о сущности предмета.
Теперь давайте разберём этот же пример стратегического взаимодействия на чем то менее абстрактном и близком к нам - на конкуренции Пятёрочки и Магнита.
Прежде обозначим условия в которых происходит конкуренция: компании не сговариваются, компании при вынесении решения не знают какое решение примет конкурент, компании не могут менять своего решения, цель каждой компании - получить как можно больше прибыли.
Перейдем к стратегиям компаний. Начнёс с пятерочки. Какие результаты может дать снижение цен? - в случае если магнит так же выберет снижать цены Пятерочка потеряет 10% прибыли - так как на рынке установятся новые цены меньше прошлых. Выгодно ли это Пятёрочке? - определенно нет. Однако если Пятёрочка снизит цены, в то время как Магнит этого делать не будет, Пятёрочка получит +20% рынка, а значит суммарно увеличит свою прибыль. - Да, она будет продавать дешевле, но больше. Что же будет с Пятёрочкой в случае не снижения цен? - либо потеря 20% своего рынка в пользу конкурента, либо никаких изменений. Резюмируем для Пятёрочки: снижать цены опасно, но не снижать их ещё опаснее. Следовательно оптимальным выбором будет снижение цен.
Абсолютно аналогичная логика и для Магнита, лучшее решение - снижать цены, либо агрессивная Пятёрочка заберёт его родные 20% рынка.
В итоге обе компании теряют прибыль, парадоксально. Главным бенефициаром - выгодополучателем стал потребитель. Естественно уравнение выполняется лишь при заданных условиях, если, например, обе фирмы принадлежат одному холдингу, то никто конкурировать и снижать цены не станет, зачем терять свои деньги? Однако как в нашем случае известно что обе фирмы и Магнит и Пятёрочка к одному холдингу не принадлежат, и конкурируют довольно жёстко. В таком случае можно подумать о коммерческом сговоре - можно, но это уголовно наказуемо.
Таким образом действует незамысловатые основы теории игр, спасибо вам за прочтение моей статьи.