В Петербурге развивается сектор переработки мусора - силами малых компаний, у которых практически ничего, кроме энтузиазма, нет. Тем не менее, ребята делают важные вещи - не только своими силами собирают оборудование для переработки и дают вторую жизнь ненужным вещам, но и пробуждают своим примером экологическое сознание сограждан.
В компании 99recycle работает 22 человека, они перерабатывают около 2-ух тонн пластика в год - используют для этого два типа сырья, крышки, их перемалывают и переплавляют, и пластиковые пакеты. У компании есть две производственных площадки - одна на ул. Шателена в НИИ Телевидения (на самом деле это большой производственный бизнес-инкубатор режимного типа) в районе метро пл. Мужества, другая - на Нарвской.
Саша Семенов - сооснователь и большой энтузиаст переработки пластика, вместе с партнерами инвестировал около 1 млн рублей в открытие производства 2,5 года назад. Для производства сняли 100 м2 для производства, а также около 50 м2 под офис и 20 м2 под склад, и 150 м2 на второй площадке. Второе производство на Нарвской - 150 м2.
Начинали проект, как рассказал Саша Семенов, демонстрируя группе журналистов работу оборудования, в основном, созданного своими руками, и технологию переработки пластика, с изготовления этого самого оборудования. Инвестировав собственные средства, далее воспользовались грантом Фонда Бортника - на покупку следующего нужного оборудования, собрали базовые установки.
Делали все по советам голландских переработчиков пластика - их главный постулат - все оборудование можно взять на свалке, частями, собрать, и заняться переработкой у себя в гараже . "Но у нас, наверно, другие свалки, нужных моторов, например, на свалках мы не нашли", - сказал Саша.
У ребят есть дробилка (китайская, стоит 150-200 тысяч) - которая дробит крышечки от пластиковых бутылок, заботливо собранные участниками проекта "Добрые крышечки", затем сырье переплавляют, нагревая до 160-180 градусов, и потом с помощью 3D-принтера или термопресса из него делают различные нужные в хозяйстве вещи - мебель, пластиковые листы для различных нужд (весом до 70 кг), а из пластиковых пакетов - сумки, рюкзаки, косметички. Крупные компании заказывают ребятам мерч , особенно те компании, которые, видимо, ощущают вину за нанесение вреда экологии. Они покупают, например, для своих сотрудников сразу несколько тысяч рюкзаков или сумок из переработанного пластика, внося тем самым вклад в дело переработки опасных для природы веществ.
"Например, в магазины "Спасибо" приносят одежду в пластиковых пакетов - у них скапливается огромное количество пакетов, - рассказывает Саша Семенов, - мы их принимаем и пускаем в переработку".
Делают также значки из крышечек - вот такие (см. второе фото в галерее - зеленое сердце).
Продажи развивают через Инстаграм . "Зарабатывать удается на естественном интересе людей, - говорят сооснователи компании, - не вкладываемся в рекламу".
В офлайне посмотреть изделия 99recycle можно в торговом комплексе "Мега".
Также журналисты посетили проект на наб. реки Смоленки под названием Solid Water ("Твёрдая вода"), где с 2014 года делают посуду из стекла , в том числе, перерабатывают и бутылки из-под вина, чтобы дать вторую жизнь стеклу в виде различных изделий, в том числе, посуды. Посуда используется затем в ресторанах Петербурга и Москвы.
Сооснователь проекта Анастасия Михайленко рассказала, как устроено их производство, как им удаётся организовать, чтобы все сотрудники в обязательном порядке сортировали мусор (в мастерской организован раздельный сбор). Также говорили о том, что несмотря на то, что они малый бизнес, но с самого начала активно изучают и внедряют принципы бережливого производства.
Пожалуй самая яркая фишка - это то, что мастерская поставляет посуду для ресторанов, из этих же ресторанов забирают пустые бутылки, а затем из этих бутылок производят посуду для этих же ресторанов.
Список ресторанов есть на сайте проекта - здесь и Eclipce, и Duo Asia, и Birch, и другие известные петербургские заведения.
"Solid Water стала производством полного цикла, построенного по принципам zero waste, где выпускается более 150 видов продукции для сервировки и интерьера. Нас знают в России, Франции, Германии, Эстонии и других странах. Недавно к нашему “стеклу” добавились аксессуары для шефов, а также первая линейка деревянных предметов", - отмечают сооснователи проекта.
Тем временем упаковка влияет на рост цен
Стоит отметить, что на днях в Совете Федерации предложили производителям переходить на перерабатываемую упаковку, чтобы не допустить роста цен на продукты.
Предложение прозвучало после того, как производители предупредили о риске роста цен на продукты из-за подорожания пластиковой упаковки на 10-15%. В СФ считают, что производители должны переходить на перерабатываемый пластик. А стимулом для них использовать перерабатываемую тару станет необходимость уплаты экосбора в рамках расширенной ответственности производителей.
Новая концепция расширенной ответственности производителей (РОП) предполагает, что они сами должны утилизировать упаковку . Речь идет об утилизации собственными силами либо с помощью специализированных компаний. В противном случае им придется заплатить экологический сбор.
Данная мера должна снять с населения финансовую нагрузку за утилизацию упаковки.
Сейчас фактически граждане платят за утилизацию , а предприятия не заинтересованы в использовании экологичных материалов для производства упаковки. В то же время производители уже заявили, что вынуждены будут переложить расходы за экосбор на потребителя, что приведет к подорожанию товаров. Экосбор, который станет для бизнеса фактически оборотным налогом, производители компенсируют за счет повышения цен на товары в среднем на 11%.
Редакция "Своего дела плюс" благодарит Центр развития некоммерческих организаций "Добрый бизнес" за организацию встреч с основателями экологичных проектов. Встречи, мы надеемся, продолжатся.