Ещё утром 20 февраля ничто не предвещало беды. Да, по улицам города-спутника Киева Броваров носились толпы ошалевших жителей, сметавших с прилавков продукты длительного хранения, активно снимались с банковских карточек наличные деньги, а перед заправками стояли огромные очереди из автомобилей. Первый звоночек прозвенел к концу дня, когда стало известно, что Янукович договорился с делегацией из трёх европейских министров иностранных дел о досрочных президентских и парламентских выборах, его представитель в парламенте заявил, что президент категорически против силового разгона Майдана, а часть «регионалов» во главе с Сергеем Тигипко объявили о присоединении к мятежникам. Это значило одно: власть «слилась», победа бандитов не за горами.
Вторым звонком стал телефонный: звонила подруга жены из небольшого села под Киевом, чтобы спросить совета. По их деревушке сначала крутились несколько персонажей характерной для Майдана внешности, выспрашивали, кто где живёт, кто чем занимается. Следом появился микроавтобус, куда они погрузились, из динамиков которого зазвучали вопли про «героям слава, Бандере слава, смерть врагам».
После телефонного обсуждения ситуации с одним из бывших «афганцев» стало ясно: уезжать придётся. И не просто придётся – он требовал, чтобы мы бросили всё, и выехали уже через полчаса. По информации от харьковского СБУ моё имя значится в расстрельных списках «Патриота Украины», и ждать милости от «новой власти», которая вот-вот станет реальностью, нам не стоит. Но неминуемым отъезд стал после появления новости о том, что из Киева выведена милиция. Это значило одно: через несколько часов столица будет полностью в руках вооружённых боевиков.
Собраться за полчаса было нереально, и на сборы ушло часа три, так что выезжали чуть за полночь, взяв в машину лишь самое необходимое. Но перед дальней дорогой непременно нужно было заехать в Киев, чтобы оставить ключи от квартиры родственникам. И буквально через несколько минут после того, как машина тронулась, убедились, что предчувствия нас не подвели. Мы едва не угодили в ДТП: со стороны шедшего впереди нас метрах в 70 автомобиля раздался грохот, нам перерезала путь летящая навстречу машина, перевернувшаяся на ходу и улетевшая с дороги. Водитель разбившейся «четвёрки», пока мы помогали пассажирам пострадавшей машины (к счастью, они все уцелели), успел скрутить номера и скрыться с места происшествия. Зато вместо него собралась толпа личностей в камуфляже и строительных касках, аккуратно принявшихся увещевать очевидцев, чтобы они «честно рассказывали ГАИ обстоятельства ДТП». Завершилось всё истеричными воплями «Слава Украине, героям слава». Именно истеричными: орали они так, что, казалось, вот-вот лопнут от надсады.
Прямо на выезде из Броваров трассу Е95 перекрывали баррикады из дров и автомобильных шин, построенные напротив входа в расположенную на окраине воинскую часть. Баррикады в несколько рядов. Поджечь их – минутное дело, и трасса будет заблокирована. Охрана баррикады – 150-200 боевиков в масках, вооружённых битами и дубинами, преградили путь, чтобы выяснить, куда мы едем. Фонари в лица, требовательные взгляды, но наш ответ «Домой, в Киев» вместе с киевскими номерами машины претензий не вызвали.
Сведения об отсутствии милиции в городе подтвердились. Даже пост ГАИ на въезде в Киев, где обычно круглосуточно дежурят инспектора, пуст, окна и двери с опущенными жалюзи. На заправках пусто, движение на улицах минимальное. Вместо ночных гуляк – небольшие группы майдаунов с битами.
На обратном пути через баррикаду – снова «фейс-контроль», но уже не спрашивают, куда едем. Наградив нас улыбкой ласкового крокодила, пожелали счастливого пути. Уже вечером появилась информация о том, что бандиты с Майдана захватили здание УВД в Борисполе, выпустили содержавшихся в нём уголовников, которые теперь занимались мародёрством в окрестных мелких сёлах. Поэтому специально проехали мимо броварского управления милиции. Площадка перед ним пустынна.
На перекрёстке дороги, связывающей Бровары с трассой Киев-Харьков, новый блок-пост боевиков. Останавливают все машины. У следующего впереди контейнеровоза проверяют наличие пломб на контейнере. К нам снова вопросы: «Что везёте?». Осветили салон фонариком, чтобы убедиться, что действительно везём домашние вещи. Все вопросы – исключительно на мове с галичанским акцентом.
Баррикады построены грамотно, прорваться сквозь них на скорости можно только на тяжёлом грузовике. Причём, нет никакой гарантии, что при прорыве не забросают машину бутылками с зажигательной смесью. Вся охрана баррикады вооружена. На этот раз булавами с металлическими наконечниками и самодельными топориками.
По всей трассе вплоть до Полтавы – ни одного сотрудника ГАИ. Все стационарные посты на замке. Вместо них – баррикады с боевиками. Пирятин, Лубны… Но на них не проверяют. Машины просто проезжают между сложенными в кучи шинами, рядом с которыми возле бочек с горящими дровами или сжигаемыми шинами греются боевики. Но здесь их немного, человек по двадцать-тридцать.
Очередная остановка, чтобы попить кофе, на выезде из Полтавы. В пустом кафе пожилые сотрудницы обеспокоенно обсуждают новости, льющиеся из включенного телевизора. Полтава – специфичный регион, но женщины обсуждают события очень разумно, возмущаясь беспределом, творимым «самообороной Майдана». Узнав, что мы из Киева, засыпают меня вопросами о происходящем в городе. Задаю встречный вопрос: «А у вас в Полтаве как дела?». Говорят, что пока тихо и спокойно. «Выходили тут одни, побили окна в областной администрации и разошлись».
Впрочем, не всё так уж и спокойно. На развилке, где уходит дорога на Красноград, тоже небольшая груда шин на обочине. Рядом с ними стоят молодые люди, красным флажком «подгоняя» проезжающие машины. Кто они – непонятно, поскольку с ними два сотрудника ГАИ и их припаркованная служебная машина. Спасибо, что не остановили: бессонная ночь в дороге после жестокого недосыпа накануне уже сказывались желанием поскорее добраться до Харькова, где запланировали поспать чуть-чуть.
Харьковская область встретила обитаемым стационарным постом ГАИ, что не могло не обрадовать после Киевской и Полтавской областей. Проявили эту радость скандированием на два голоса лозунгов: «Добкина в президенты! Кернеса в премьеры!»
На въезде в Харьков подрулил к посту ГАИ. Увидев георгиевскую ленточку на салонном зеркале, капитан расплылся в улыбке: «Здравствуйте! Вам рассказать, как куда-то подъехать?» Офицер не только подсказал, где можно найти мотель, но и раскритиковал наш дальнейший маршрут: «Может, вы и сократите километров семь, но кучу времени в пробках простоите». И следом: «Ну, а в Киеве как сейчас? Только честно!» А мы и не собирались врать. Рассказали о блокпостах, начавшемся мародёрстве, полном отсутствии в городе милиции. Капитан сокрушённо покачал головой и пожаловался, что местные милицейские власти приказали уволить инспекторов, переживших нападение на них толпы вооружённых майдановских бандитов. «А что ребята могли сделать? Им же даже оружия не выдали!»
В мотеле почти не было гостей. Впрочем, время для них ещё не пришло, поскольку водители, в основном, появляются там ближе к вечеру. И тут тоже не обошлось без расспросов об обстановке в столице, а также осуждения мятежников и бесхребетности Януковича. Но долго дебатировать не смогли: мы просто на ходу засыпали…
Немного поспав и приняв душ, двинулись дальше, запланировав остановки для пополнения телефонных счетов, заправки и запоздалого обеда.
Обедали на въезде в Чугуев. И снова расспросы персонала кафе о том, что происходит. И снова полное согласие с оценками происходящего и беспокойство о ситуации в будущем.
Поскольку дорогу после Харькова можно назвать неплохой лишь местами, ехали не торопясь. Эта трасса, обозначенная в документах как европейский транспортный коридор под шифром Е-40, явно не тянет на столь высокое звание. Да и темнота, навалившаяся под Чугуевым, вынуждала постоянно напрягаться, чтобы не поймать колесом какую-нибудь колдобину. Поэтому на въезде в Горловку снова ощутил себя вымотавшимся настолько, что на несколько мгновений потерял равновесие, выйдя из машины.
Остановились мы по требованию инспекторов ГАИ на стационарном посту. Если по всей Харьковщине было видно, что дежурят просто усиленные посты, то на этом, кроме сотрудников автоинспекции, присутствовали несколько вооружённых автоматами спецназовцев. После стандартных для подобной остановки вопросов разговор, естественно, перешёл к обстановке в столице. А пока делились впечатлениями, обратили внимание, что проверяются буквально все движущиеся в город машины: то ли областные власти, то ли мэр Горловки пытались предотвратить возможный приезд нежеланных «гостей» с Майдана.
Всё это радовало после безлюдного Киева, оставшегося без милиции. Настолько радовало, что невольно вырвалось: «Никогда не думал, что когда-нибудь мне будет приятно просто увидеть милиционера». И неширокие спокойные горловские улочки внушали надежду на то, что несколько дней перед дальнейшей дорогой пройдут не в пример спокойнее последних дней в Киеве.