Раньше было просто. Когда в баке уровень топлива опускался ниже определенного, загоралась лампочка на приборной панели. И водитель сразу понимал, что у него в баке осталось, условно, восемь литров, и дальше планировал заезд на заправку.
Сейчас же, когда на всех машинах стоят бортовые компьютеры, понять, сколько бензина осталось в баке, довольно трудно. На своем Террано я несколько раз пытался засечь, сколько же топлива остается в баке, когда загорается пресловутая лампочка на панели, и каждый раз получал разные значения...
Приведу два примера, когда лампочка загорелась при совершенно разном остатке топлива в баке. Первый случай был, когда поехали на Террано по заснеженной тундре.
Соглашусь, что затея глуповатая, особенно учитывая что как таковой дороги там не было, а лишь накатанная Уралами да вездеходами колея, но мы сейчас говорим не о степени разумности моего решения...
Когда выезжали, электронный датчик топлива показывал "две палочки" на панели. Спустя минут двадцать и несколько километров пути, с противным писком загорелась лампочка. Почему так?
Да просто ехать приходилось на полном приводе с отключенной ESP при постоянной пробуксовке колес! Скорость была не больше, чем у пешехода, а обороты и нагрузка на двигатель такие, как будто летишь 130 км/час по трассе. Вот бортовой компьютер и решил, что надо бы поскорее напугать водителя лампочкой и отправить его на заправку, дабы в тундре без топлива не остался.
Пришлось разворачиваться и быстрее ехать на заправку, которая осталась в последнем поселке перед тундрой. Каково же было мое удивление, что до отсечки в бак вошло всего тридцать восемь литров. И это притом, что бак рассчитан на пятьдесят.
Получается, что в баке было еще чуть ли не пятнадцать литров, которых при трассовой езде точно хватило бы на полторы сотни километров, если не больше. А в режиме жесткого офф-роуда бортовой компьютер забил тревогу значительно раньше, предусмотрительно позаботившись о водителе.
И вот еще один пример, когда лампочка загорелась совершенно при другом количестве топлива в баке...
Ехали по неважной загородной трассе. Летом это зубодробительный грейдер, а зимой дорога превращается в укатанный зимник, по которому спокойно можно ехать со скоростью 70-80 км/час. Это самая топливоэффективная скорость, какую только можно придумать: расход на сотню получается минимально возможным.
Когда загорелась лампочка, до места назначения оставалось около двадцати километров. На АЗС залили почти сорок четыре литра. То есть бортовой компьютер понял, что при скорости в 80 км/час машина расходует литров семь на сто километров, и дал команду зажечь лампочку, когда в баке осталось как раз те самые 8 литров.
Так что всякий раз, когда у меня спрашивают, сколько можно проехать на лампочке, я отвечаю: "В зависимости от условий". Просто в современных машинах сложно спрогнозировать, в какой момент электроника даст сигнал на включение лампочки, и сколько километров пройдет при этом машина до "точки невозврата".
А когда загорается лампочка на вашем авто? Есть какой-то четкий остаток топлива, или тоже когда захочется компьютеру?)