Эта улица в Санкт-Петербурге, находится на Васильевском острове. Не зная точно, где искать, найти будет не просто. Начало улицы удачно «спряталось» за летней сценой Румянцевского сада. Она начинается от Румянцевской площади и заканчивается, выйдя на Средний проспект Васильевского острова. Улица Репина.
Свой рассказ об этом интересном месте, начну с описания причины его возникновения, а их две. Первая – желание Петра I превратить Васильевский остров, то ли в Амстердам, то ли в Венецию, вторая - Меншиковский рынок.
Существует 16 актов и указов (распоряжений), изданных лично Петром Первым, регулирующих заселение Васильевского острова (ВО). Кстати говоря, что представлял из себя ВО в петровское время? Относительно возвышенная и застроенная восточная часть, где сейчас находится биржа, а западная часть – громадное топкое болото. Естественно, заселение острова шло не гладко. Народ в болото лез неохотно.
Одним из первых, капитальных строений на острове, стал огромный, по тем временам, Меншиковский дворец. Правее дворца, где сейчас разбит Румянцевский сад, стихийно возник рынок, его назвали Меншиковским из-за рядом расположенного дворца. Одновременно с рынком начали обустраиваться первая, вторая и третья линии.
Между 1-ой и 2-ой линиями соорудили технологический проезд, по которому с Малой Невы, к рынку, доставляли товар, а позднее и лес на строительство домов вдоль первых линий, а ещё позднее – дрова, провизию и прочий житейский скарб, дабы не создавать суеты в парадных. Так образовался переулок шириной 5,6 метра, который существовал долгое время без названия. В конце концов жители дали ему название - Песочный переулок.
С весны 1871 года, Песочный переулок был официально переименован в Соловьёвский, по имени золотопромышленника С.Ф. Соловьёва. Степан Фёдорович Соловьёв - один из самых щедрых филантропов в Петербурге. Именно он обустраивал сквер около памятника Румянцева, который немного позже превратили в Румянцевский сад. А весь его огромный дом перед сквером отдавался под бесплатные квартиры беднейшим жителям российской столицы. (Сегодня этот дом известен как дом А. Ф. Девриена).
В 1952 году Соловьёвский переулок был переименован в улицу Репина и с тех пор носит это имя. Вся улица вымощена диабазом, сейчас под снегом этого не видно, асфальтом покрыты только узенькие тротуары.
К сожалению, в истории улицы есть и очень печальные страницы. Во время блокады Ленинграда, в зиму 1941—1942 годов улица стала моргом под открытым небом, сюда свозили тела погибших ленинградцев с окрестных улиц. В интернете, затрагивая эту тему, часто встречаются «хайповые» статейки с названиями: «Улица мёртвых»: почему так называют улицу Репина или «Самая узкая и страшная улица Санкт-Петербурга» или «Камни вопиют на улице Васильевского острова» . Чушь это всё. Сложились так обстоятельства и всё. Не было в этом ни злого умысла, ни заговора, ни мистики. Холодный, рациональный расчёт. Улицу на время перекрыли и решили задачу, которую перед горожанами поставила блокада.
Сегодня, улица Репина живёт своей обычной, тихой, повседневной жизнью. Автотранспорт по ней практически не ездит, только местные, люди в округе, знают друг друга лично, все вокруг здороваются, как это принято в небольших городах. Праздношатающегося гостя, видно, издалека.))
Умиляют окна, расположенные в домах друг напротив друга. Впечатление, что, высунувшись из окна, можно дотянуться и постучать в окно соседу.)) Наверное, без занавесок жить невозможно. Есть в атмосфере этой улицы немножко чего-то одесского и от этого душа наполняется лёгкой завистью, живут же люди!)) Именно поэтому, как и район Семимостья в Коломне, улица Репина одна из самых «киногеничных». Она попадала в кадры многих кинолент: «Женский роман», «Мастер и Маргарита», «Убойный отдел» и ещё более 20-ти кинофильмов.
Инициативная группа жителей мечтает создать из улицы - музей кино. Много грима для этого легендарной улице не потребуется: для создания неповторимого антуража достаточно установить элементы освещения, декора и благоустройства в стиле XVII–XIX веков, а также стараниями художников преобразить дома, вернув им дух старого времени. Таким образом, кинематографическая улица может стать постоянной декорацией для современных художников, режиссеров и операторов.
Спасибо, что прочли до конца! Было не очень скучно?